Ручир Шарма "Передовые страны. В ожидании нового "экономического чуда": Заключительная часть с моими комментариями

Первое

«Центральное место в процветании капиталистического общества принадлежит творческому разрушению, а вследствие того, что богатые с хорошими связями во власти получают свои богатства благодаря положению, которое сложилось, они являются врагами капитализма».

Подавляющее большинство бизнесменов успешно приспосабливаются к любым условиям и поэтому являются активными сторонниками действующей Системы (старого президента, парламента, законов, чиновников, судов, налогов и прочего).

Только появление мощного нового игрока (суммы таких игроков), которому не места на этом "празднике жизни" стимулирует Систему к радикальным переменам.

В Украине уже появился и быстро растет ИТ-комплекс и это дает надежду на запрос на реальные изменения. Но хватит ли голосов айтишников - вопрос. Да и не стучатся ли они (Система ведь вполне может их подкупить, что по факту произошло в Белоруссии).

Поэтому "безумный король", придя во власть, как минимум должен приваизировать на открытых публичных конкурсах все что только возможно. Дабы лишить политиков, чиновников и их приспешников от бизнеса источника несправедливого обогащения.

Ведь в Украине во власть иду ради контроля над гигантским госимуществом и над бюджетными потоками.

И первое и второе нужно минимизировать, а то что нельзя минимизировать - сделать абсолютно прозрачным.

Второе

«Хотя это противоречит интуиции, но когда новые экономики начинают слишком мало тратить на внутренние инвестиции, возникает большой риск резкого всплеска инфляции. По мере исчерпания инвестиций страна перестает вкладывать достаточно денег в новые заводы и дороги, без которых невозможно производство и доставка товаров, нужных богатеющему среднему классу. Предложение отстает от спроса, цены начинают лезть вверх. Сокращение инвестиций не поменяется на рост в нестабильном бизнес-обществе, а ничто так не дестабилизирует, как кумовство и взяточничество. Вот почему взяточничество является причиной инфляции: оно забирает деньги у производственных инвестиций».

Для ого чтобы стать богатой страной, Украине нужны инвестиции. И в первую очередь внутренние негосударственные инвестиции. Именно это должно стать целью и KPI чиновников - отношение частных инвестиций к ВВП. Именно это лакмусовая бумажка их совокупных действий.

Третье

«… громоздкое государство всеобщего благосостояния – болезнь богатых, но Бразилия –как раз этот случай, но без соответствующих больших доходов. Чтобы оплачивать большие государственные расходы, Бразилия подняла налоги, и сейчас достигла рекордного для новых экономик налогового пресса, который достиг 38% ВВП; такие показатели налогового давления имеют развитые европейские страны с мощными системами социального обеспечения, например, Норвегия и Дания. Такая тяжелая гиря индивидуальных и корпоративных налогов в относительно бедной стране означает, что компании не имеют денег для инвестирования в новые технологии или обучения сотрудников, а это, в свою очередь, снижает эффективность экономики».

Нужно законодательно (лучше всего в Конституции) ограничить государственные доходы относительно ВВП 25% ВВП. А если будут появляться сверхдоходы - направлять их на сокращение госдолга и на формирование Национального фонда благосостояния.

Четвертое

«Монополизация рынков ведет к тому, что участники олигополий почти не имеют стимулов для инвестиций и инноваций…»

Сверхдоходы монополий и олигополий (ДТЭК, НАК Нафтогаз и других) должны облагаться сверхналогами, при невозможности создать условия для демонополизации.

Государство в лице Антимонопольного комитета при активном эффекивном общественном контроле (у общественных организаций должно быть право законодательной инициативы и контрольные функции) обязано создать условия для демонополизации.

Пятое

«Главная причина нежелания внедрять евро находится в понимании того, что войти в еврозону – это все одно, что связать себе руки в проведении финансовой политики. В случае кризиса страны, которые не могут позволить своим валютам падать, сталкиваются с тем, что экономисты называют «внутренней девальвацией: поскольку цена валюты не можем корректироваться для того, чтобы страна оставалась конкурентоспособной на ослабленном мировом рынке, нужно резко снижать зарплаты… Между свободным падением национальной валюты и сокращением зарплат и рабочих мест любая страна выберет падение валюты».

«Следите за валютой. Дешевая валюта – это хорошо, так как тогда цены на активы и экспортную продукцию низкие и обеспечивают потенциал для роста.

Не бойтесь девальвации гривны. Бойтесь падения экономики и падения доходов населения.

Шестое

«Большие займы за рубежом не способны обеспечить быстрого роса экономики с турецким уровнем доходов, потому что деньги, которые текут в Турцию – это преимущественно краткосрочные инвестиции в акции и другие финансовые активы, которые быстро могут убежать в случае кризиса».

Государство и госкомпании вместе повышения эффективности и приватизации сейчас активно выходят на внешние рынки и привлекают очень дорогие займы. Это лишь усугубляет экономические проблемы в стране.

Нужно на законодательном уровне ограничить возможность государства и госкомпаний привлекать займы. Исключением могут только значительные природные или техногенные катастрофы.

Если государственный топ-менеджмент не справляется с работой без привлечения займов - заменять этих людей на других.

Седьмое

«…доминирование старых компаний – для современной экономики явление ненормальное... Турецкие семейные империи разрастаются во все более разноотраслевые и менее концентрированные конгломераты… Такая распорошенность обычно размывает конкурентоспособность и прибыли и является немыслимой для других новых экономик, например ЮАР, где компании ощущают реальное давление со стороны акционеров».

В Украине огромная доля старых предприятий, особенно в госсекторе, а также во владении олигархов.

В Украине нужно создать (а не убивать! - камень в огород предыдущему президенту и действующему составу Комиссии по ценным бумагам) эффективный финансовый рынок. Рынок сам быстро перераспределит капиталы от старых предприятий новым компаниям. Но перед этим нужно также гарантировать права инвесторов, в первую очередь миноритарных, и обеспечить их соблюдение в судах.

Восьмое

«Главный вывод остается неизменным: самая сильная корпоративная модель – это компания, которая находится в собственности одной семьи, но одновременно акции которой открыто торгуются, а управление осуществляют профессионалы. Семья собственников дает компании внутреннюю целеустремленность на дальней перспективе, а продажа акций на открытом рынке вынуждает вести дела взвешенно, делегировать полномочия по оперативному управлению профессионалам и держать родственников, у которых не все дома, подальше от управляющих кабинетов».

Появление финансового рынка в том числе улучшит качество управления частным бизнесом.

Девятое

«Черный рынок труда осложняет турецким компаниям работу на международных рынках. Неофициальный найм делает невозможным для компаний привлечение наиболее квалифицированных сотрудников, нормальное банковское финансирование и лишает их доступа на мировые рынки. Все это приводит к тому, что типичное предприятие, работники которого легально не оформлены, является на 40-80% менее продуктивным по сравнению с законопослушными…

Сегодня такая большая часть бизнеса работает «по-черному» - 20% от все операций, - что Турция уже практически не пытается внедрить более высокие налоги на корпоративные и индивидуальные доходы. Более 80% бюджетных поступлений приходится на косвенные налоги с предприятий нескольких отраслей с высокой степенью государственного регулирования…»

В современной экономике в затратах бизнеса огромную долю составляет заработная плата.

На старых постсоветских предприятиях доля труда была минимальной.

Поэтому старым предприятиям безразличен уровень налогов на фонд оплаты труда. Но именно зашкаленный до запретительных величин уровень налогообложения (а взносы в пенсионный фонд и прочее - это именно налог) уничтожает возможность ускоренного перехода экономики Украины от индустриального прошлого к современной постиндустриальной экономике.

В Украине нужно срочно кардинально условия финансирования пенсионного обеспечения. Пенсионный фонд Украины признать банкротом - ведь он уже много лет является хронически убыточным и не имеет ни малейших шансов выйти когда-нибудь на бездефицитный уровень. Плюс вопрос еще сколько мертвых душ получают из него деньги.

Минимальные пенсии и социальное обеспечение необходимо перевести на расходы госбюджета, где они сейчас фактически и есть. А фонд оплаты труда абсолютно освободить от этих налогов. Люди должны получить возможность самостоятельно накапливать себе сбережения (без чиновников-посредников это будет эффективно и надежно) и запустить эи долгосрочные сбережения на инвестиции и развитие финансового рынка. А эти условия (смотрите пункты выше) ускорят экономический рост и наполнят госбюджет достаточными доходами.

Десятое

«Следите за реформами и направлениями реформ. Как правило, страны начинают реформы, только когда загнаны в глухой угол. После того как экономика стабилизируется и начинается ускоренный рост, страны часто теряют волю к продолжению преобразований».

Не ждите, когда Украину загонят в глухой угол, что вынудит власти, бизнес и людей пойти на реформы.

Ведь из угла бывает выход и в виде краха государства.

PS

«Границы четвертого мира определяются не бедностью, а верховенством права или его отсутствием».

Украина сейчас находится в низшей лиге глобальной экономики, а ведь еще 25 лет назад страна конкурировала на одном уровне с Польшей.

Ниже уже некуда. Вернее есть. Ниже - крах и исчезновение государства.

Украине пора остановить свое падение в бездну.

Тем более у страны и людей ее населяющих есть все возможности и условия для того чтобы стать богаче в 10 раз.

Читайте також:

 

Коментарі

Комментарі поки що відсутні
Вже зарегистрированны? Увійти на сайт
П'ятниця, 29 березня 2024

Зображення Captcha

Підписатися на нові блоги на платформі Інвестгазета:

 

Курси валют

Офіційні курси основних валют (НБУ) на сьогодні
Долар США
ЄВРО
Фунт стерлінгів

 

^