Какой ЦБ более независимый в своей монетарной политике – Нацбанк Украины или Центральный банк Турции?

Независимый в смысле, не от других центральных банков, обычно термин Independent Monetary Policy подразумевает именно такую независимость, а от government в широком смысле (правительство, президент, другие госорганы)/

На самом деле я не знаю – не настолько осведомлен о внутренних турецко-банковских нюансах, чтобы уверенно что-то говорить, как у них принимаются решения по монетарной политике. Формально оно выглядит так.  

В Турции решения по монетарной политике, главным образом, какой должна быть ключевая ставка, она же учетная ставка, принимает Комитет по монетарной политике. Сейчас там семь членов – Голова ТЦБ, четыре его заместителя, один член местной «Рады ТЦБ» (аналог нашей Рады НБУ), один член, избранный всеми остальными по рекомендации Головы. Решения принимаются простым большинством, у Головы ЦБ решающий голос. Если, например, кто-то заболел, и голоса по ставке разделились три на три, ставка будет той, которую считает правильной Голова ТЦБ. Если четверо членов считают, что ставка должна быть вот такой, Голова уже ничем не поможет.

Как у нас? У нас решение по ставке принимает не Монетарный комитет НБУ, как иногда приходится слышать, а Правление НБУ, Голова и пять заместителей. Обсуждения и предложения Монетарного комитета, который проводится в два этапа, за два дня и за день до принятия решений по ключевой ставке. Решения принимаются по четвергам, монетарный комитет собирается по вторникам и средам. То есть, выводы и предложения Монетарного комитета по ставке носят рекомендательный, а не обязательный характер. Потому в сообщениях наподобие «Мнения членов Монетарного комитета разделились – семеро за повышение ставки, трое за сохранение» и «Принято решение – сохранить учетную ставку» нет ничего противоречивого. Просто те трое – это члены Правления, которые и принимали финальное решение, и среди них был Голова, с правом решающего голоса, если голоса разделились три на три. В итоге решение – то, за которое трое, а не семеро.

Вот, например, гипотетическая ситуация в Украине. Она очень гипотетическая, но все же, для иллюстрации. Например, зампреды по монетарной политике, по банковскому надзору и по рыночным операциям считают, все втроем, что ставку нужно срочно поднимать, а то инфляция. Голова, зампред по платежным системам и зампред по внутренним хозяйственным операциям считают, что поднимать не нужно, или нужно позже. В этом случае ставку не поднимут, несмотря на инфляцию и на позицию непосредственно тех, кто отвечает за рыночные операции и за работу с банками. Это, повторюсь, очень гипотетическая и практически невозможная при профессиональном Правлении история.

Что это значит на практике? Что в Турции – в теории - достаточно двух Deputy Governors, чтобы принять решение по ставке, которое отличается от мнения Головы. Например, Голова считает, что ставку нужно было поднять на 2пп, два из его замов его поддерживают, двое нет, и еще двое независимых членов Монетарного комитета тоже нет. Голоса 3 за повышение ставки, 4 за сохранение, ставка не повышается.

У нас для этого нужно не менее четырех Deputy Governors. Иначе голоса разделятся, даже при паритете, как 3.5 на 3.

То есть, в теории у Главы НБУ значительно больше полномочий в монетарной политике, чем у главы ЦБ Турции.

На практике есть дополнительные нюансы, например, в Турции заместителей главы центробанка назначает лично президент страны (у нас это полномочия Рады НБУ), и в таком фреймворке Главе ТЦБ вообще сложно принимать монетарные решения в отрыве от government (читай, лично Эрдогана). Но это уже практические нюансы, которые лично я не очень знаю, как и предупреждал.

 

Коментарі

Комментарі поки що відсутні
Вже зарегистрированны? Увійти на сайт
Четвер, 28 березня 2024

Зображення Captcha

Підписатися на нові блоги на платформі Інвестгазета:

 

Курси валют

Офіційні курси основних валют (НБУ) на сьогодні
Долар США
ЄВРО
Фунт стерлінгів

 

^