Действительно ли госсобственность эффективна и приносит ощутимую пользу государству?

В последние годы в Украине усиленно пропагандировали одну идею. Государственная собственность является неэффективной. И экономическое развитие в мире достигалось исключительно частной собственности. Все это делалось для оправдания приватизации, как панацеи для экономики.

Лично я люблю экономическую историю. И знаю много исторических примеров, когда госсобственность была эффективной и приносила ощутимую пользу государству.

Потому хочу рассказать какую роль эта госсобственность сыграла в экономическом развитии Италии.

В Италии мировой экономический кризис (Великая Депрессия) 1929 года привел к тому, что многие промышленные компании оказались на грани банкротства. Для спасения этой промышленности была создана временная организация Институт промышленной реконструкции (Istituto per la Ricostruzione Industriale - IRI).

Через IRI государство выкупало долги и уцелевшие активы банкротов, причём практически за бесценок. После того как активы были переведены на баланс этого нового предприятия, то оказалось, что государство стало акционером около 20% всего национального капитала. В собственности государства оказались такие крупнейшие на тот момент компании как Alfa Romeo, Ansaldo, Terni, Ilva, SIP, SME. Фактически, в собственности государства оказалась вся военная промышленность, телекоммуникации, энергетика, металлургическая и судостроительная промышленность.

Как писал выше, что изначально планировалось временное владение государством этих компаний с дальнейшей целью передачи в частные руки. Однако, уже в 1937 году правительство превратило IRI в постоянный орган, поскольку война в Эфиопии и растущая угроза будущей Второй Мировой войны, поставило правительство перед необходимостью контроля военно-морской промышленности.

В послевоенный период, опять стал вопрос что делать с этой организацией. Поскольку все понимали, что частный капитал не сможет аккумулировать достаточно средств в финансирование долгосрочных проектов, и тем более не готов ждать долго отдачи от этих инвестиций, то было решено оставить все как есть.

В 1950 для IRI была придуманна новая роль. Организация должна заняться не удовлетворением нужд частного сектора, а работать над созданием инфраструктуры и основы для дальнейшего развития промышленности. Примером одного из масштабных проектов того времени было строительство трассы Милан-Неаполь в 1956 году.

В 1960-ых, когда итальянская экономика показывала высокие темпы роста экономики, IRI называли главным архитектором итальянского экономического чуда. Результат работы организации был настолько впечатляющим, что даже британское правительство решило использовать формулу IRI и национализировало многие ведущие отрасли.

Фактически, IRI инвестировала огромные средства в экономику страны. С помощью инвестиций этой компании был построен завод сталелитейной компании Italsider в Таранто, завод Альфа Ромео в Помильяно д’Арко, завод двигателей в Пратолла-Серра (сейчас подразделение Фиат). Чтобы избежать кризисов в сфере зайнятости IRI спасала от банкротства компании, такие как производитель мороженного Motta (сегодня в составе Nestle), морской верфи Ренальдо Пиаджо, и ряда пищевых компаний из ФПГ Монтедисон. Цель IRI было инвестировать тогда, когда частный сектор сокращает инвестиции. Это приводило к тому, что организация работала в убыток ради долгосрочной выгоды.

В 1980 IRI владела более чем 1000 разных компаний и имела более 550 тыс сотрудников. Поскольку состояние экономики стало более стабильным, то снова возник вопрос приватизации. После 1982 была проведена приватизация части компаний, одной из которых была Alfa Romeo. Однако даже после приватизации, в 1993 IRI была на 7 месте в рейтинге крупнейших компаний мира с оборотом в 70 млрд дол!

Ограничения выдвинутые Еврокомиссией , которые были необходимы для вступление в ЕС, вынудили итальянское правительство уменьшать роль государства в экономике для обеспечения свободной и честной конкуренции с экономиками других стран. Таким образом в 1992 компания была преобразована в акционерное общество и ей необходимо было провести приватизацию всех оставшихся компаний. За период 1992 по 2000 было приватизировано компаний в составе IRI на общую сумму 33 млрд дол. В 2002 IRI была расформирована.

 

Коментарі

Комментарі поки що відсутні
Вже зарегистрированны? Увійти на сайт
П'ятниця, 29 березня 2024

Зображення Captcha

Підписатися на нові блоги на платформі Інвестгазета:

 

Курси валют

Офіційні курси основних валют (НБУ) на сьогодні
Долар США
ЄВРО
Фунт стерлінгів

 

^