Виділений

Что будет с ценами на бензин в Украине: обзор рынка и прогнозы

Розничная цена бензина к концу года все-таки спустилась под давлением снижения нефтяных цен и низкого сезона. Но относительно цен на мировом рынке остается высокой. Причиной сему, на мой взгляд, выступает высокая стоимость дистиллятов. В мире альтернатив, дорогие дистилляты не дают упасть ценам на бензин, при этом газификация автомобиля становится все выгодней.

Попробуем спрогнозировать динамику розничных цен на начало весны. Кстати, предыдущий взгляд с прогнозом снижения цен сбылся.

Баланс спроса и предложения

По данным «Укрстат» потребление бензина в декабре 2018 года снизилось с 44,2 тыс. тонн в ноябре, до 39,5 тыс. тонн в декабре или на -10,63%. Это обусловлено сезонными колебаниями. Относительно декабря 2017 года спрос упал на -9,2%.

Запасы бензина в декабре относительно ноября выросли с 135,8 тыс. тонн до 140,1 тыс. тонн или на 3,2 %. За аналогичный период 2017 года запасы выросли на 21,5%.

Судя по данным показателям, на конец 2018 года присутствует избыток бензина. Основная причина – это сезонные колебания.

На графике ниже индекс потребления и запасы бензина по отношению к февралю 2012 года. Левая шкала (синяя линия) – потребление, правая шкала (оранжевая линия) – запасы.

запасы укр

С картинки видно, что между запасами и потреблением есть обратная зависимость, когда потребление растет, запасы сокращаются. Также на графике видно цикличность спроса, он колеблется от минимума на начала года, до максимума к осени. Пик потребления сентябрь-октябрь, впадина декабрь-январь. Т.е. сейчас мы остаемся в низком сезоне, и спрос на бензин в январе будет сокращаться. Опираясь на динамику показателей, можно утверждать, что запасы и дальше будут расти.

Ну и мы устойчиво находимся ниже 0 (базовая дата февраль 2012 года), т.е. спрос на бензин, после политического кризиса так и не восстановился.

Давайте чуть подробней остановимся на сезонности спроса на бензин в стране и связанным с этим сезонным колебанием цен.

Картинка ниже прекрасно иллюстрирует сезонный фактор на данный товар:

сезонность

Рыжие столбики – это сезонная динамика спроса по месяцам от начала года до конца.

Черная – ценовая сезонность в Украине, цены приведены в долларах, чтобы убрать курсовую составляющую.

Голубая – ценовая сезонность в США (оптовые цены в портах Нью-Йорка, откуда осуществляется экспорт по всему миру).

Как видим высокий сезон с июля по октябрь, а низкий, с декабря по март.

Собственно цены отображают данные динамику, но, имеем ценовую впадину в феврале, в то время как спрос уже нарастает. И тут помогает нам разобраться сезонность в США.

Видите ли, в январе-феврале НПЗ США готовятся к технической остановке (на техосмотры) в феврале-марте, поэтому производство бензина растет, накапливая запасы, чтобы избежать дефицита. Превалирование предложение над спросом и дает вот такой результат. Мы же, как страна нетто-импортер нефти и нефтепродуктов зависим целиком и полностью от этой динамики.

На основании этого, можно смело предполагать, что при прочих равных условиях, цены в феврале продолжат снижаться, что мы наблюдаем сейчас на заправках. Но с марта месяца начнется рост.    

Цены на бензин

Темпы общего уровня цен в стране снижаются в годовом выражении.  Локально, в декабре, «Укрстат» отчитался о росте годового показателя на 9,8% по сравнению с 10% месяцем ранее. Это идет в разрез монетарной политику НБУ, которая, как член МВФ обязуется придерживаться таргетирования инфляции, цель по инфляции 6,5% +\- 2%. Мы вряд ли когда-нибудь выполним эту директиву.

На картинке ниже динамика инфляции и цен на бензин, прямой зависимости здесь нет, и можно считать, что цены на бензин влияют на инфляцию в стране, а не наоборот.

инфл

Из сказанного выше можно подвести черту и вывести несколько детерминантов влияющих на цены в стране. Это уровень мировых цен на нефть и нефтепродукты (поскольку мы являемся нетто-импортером нефти и нефтепродуктов в страну), курса гривны, если мы смотрим на цену в гривне и сезонность данного товара.

Проведем сравнительный анализ цен

На графике ниже, цены в долларах на розничный бензин на наших АЗС, цены на нефть, и оптовая цена в США (как крупного поставщика топлива на мировом рынке).

бенз бакс

Цена нефти на мировом рынке восстанавливаются на более чем 20% минимумов после падения в октябре-ноябре на 40%. Что подталкивает цены на бензин вверх (в долларовом эквиваленте). В США цена на розницу остается на минимумах 2-х лет, в России идет борьба за уровень цен путем введения акциза на экспорт бензина, дабы снизить экспорт. На мировом рынке, в долларе, бензин подешевел до уровней 2016-2017 годов, а у нас в стране мы даже не обновили минимумы 2018 года, и остается в этой зоне. Как видим, в долларах цена бензина в стране растет, за счёт укрепление гривны, а не за счет рост мировых цен.  

Это видно на картинке ниже. Тут спред (разница, НА сколько дороже наш розничный бензин в долларах, с оптовой ценой в портах Нью-Йорка).

спред бенз1

С графика видно, что начиная с начала 2018 года, бензин у нас в долларах, дешевеет, по отношению к оптовым ценам США. С чем это было связано сказать сложно. Возможно, снижение гривны с начала 2018 года сказалось на спросе, что остановило АЗС повышать цены, возможно запасы «подъедали», возможно, и то, и другое. Но начиная с октября, с момента падения цен на нефть на мировом рынке, мы увидели резкий рост цен на бензин в стране относительно мировых цен. На мой взгляд, рост цен на альтернативу (газ, дизель) тому виной. Хотя и там дела обстоят уже лучше. Цены в Украине на бензин относительно мировых цен остаются высокими.  

На графике ниже цены на розницу у нас, цены нефть и на опт в США, но в гривне

бенз гривна1

Как видим с картинки, за счет укрепления гривны с начала года, цена на бензин в гривне не повышается, в то время как в долларовом эквиваленте растет, повторяя динамику мировых цен.

На последних трех картинках очень хорошо просматривается влияние курса гривны на ситуацию с топливом.

Учитывая, что цены на бензин у нас в стране зависят от курса гривна и мировых цен на энергоносители, стоит пару слов сказать о ситуации на мировом нефтяном рынке.

Долгосрочная перспектива цен на нефть начинает качаться в сторону роста:

В дело вмешалась ОПЕК со своими планами о сокращении экспорта и добычи. И действительно, договорились сократить добычу с 1-го января более чем на 1мб\д. Основная причина поддержки цен, это проблемы с бюджетом, так, для Саудовской Аравии нужно цена в 95 долларов\баррель, для России выше 80-ти. По данным ОПЕК добыча странами ОПЕК в декабре сократилась на 740 тб\д, на Саудовскую Аравию пришлось около 470 тб\д сокращения, а ведь еще и не январь. Также Саудовская Аравия сократила экспорт в США до 442 тб\д на конец января, а это минус 1 мб\д с октябрьских поставок.  Беда с добычей и в Канаде, там сокращение на 400 тб\д из-за низких цен.

Также ситуация с санкциями против Венесуэлы, да и с Ираном все не так просто, США предупредила страны освобожденные от выполнения ограничения поставок (в количестве 8-ми стран) о том, что новых отсрочек не будет. Отсрочка заканчивается в апреле месяце.

Ситуация с импортом в США сложная, из-за выбытия нефти КСА, Венесуэлы и Мексики баланс импорта качнулся в сторону Канады, а там не готова инфраструктура. Да и добыча достаточно волатильна, из-за износа оборудования и погодных условий. На картинке ниже структура импорта по четырем основным поставщикам нефти в США.

импорт

Как видим, Канадцы имеют долю более 70% импорта, что делает баланс нефти в США волатильным.

Важный момент

Очевидно, что давление на рынок нефти оказывает не спрос\предложение, а целенаправленная «игра» против нефтяных котировок, есть подозрение, что это дело рук Госдепа, который начал использовать финансовые рынки в геоэкономических целях, давя таким образом на страны-экспортеров нефти. Главными целями выступают Россия, Иран, Венесуэла и Саудовская Аравия. Если это так, то нефтяные котировки могут в моменте оказаться под 20-ю долларами за баррель, но вряд ли надолго. Ибо это вызовет полномасштабный экономический кризис, а это никому не интересно.

Мировая инфляция также сокращается. На картинке ниже динамика роста цен в мире. НО, на данный момент Китай запустил стимулирование экономики, и глава ФРС Дж. Пауэлл намекнул рынкам о политике стимулирования. Т.е. потенциал роста цен в 2019 году имеется. А это подтолкнет вверх все товарные рынки.

иф мир

Курс гривны

Тут много писать не нужно. Пока МВФ нам друг все у нас хорошо. Как только начинают задерживать транши, нам сразу грозит дефолт. В общем, ничего хорошего. Проблем для гривны сейчас хватает, как внутренних, так и внешних. Локально, стоит отметить, что доллар относительно мировых валют достаточно стабилен, валюты развивающихся рынков резко и хорошо укрепились.

ИТОГ

Судя по мировому рынку энергетики, топливо выходит в сезонный период роста спроса, а значит, цены на бензин в стране начнут расти уже с марта. Пока наслаждаемся относительно низкими ценами последний месяц. Для гривны пока особых шоков не предвидится, ну кроме выборов, которые повысят спрос на гривну, что может привести к некоему несущественному росту инфляции, что может оказать давление на гривну. Возможно, электорат захочет перестраховаться и перед выборами закупить валюты про запас. Но это вряд ли будет носить длительный характер.

Читайте також:

 

Коментарі

Комментарі поки що відсутні
Вже зарегистрированны? Увійти на сайт
П'ятниця, 29 березня 2024

Зображення Captcha

Підписатися на нові блоги на платформі Інвестгазета:

 

Курси валют

Офіційні курси основних валют (НБУ) на сьогодні
Долар США
ЄВРО
Фунт стерлінгів

 

^