7 правил масштабирования, которые работают в бизнесе

Масштабируемость -  термин, который часто слышим в бизнесе, но что он на самом деле значит? Его часто ассоциируют с  «ростом», но он включает в себя гораздо больше. Гибкость, маневренность, универсальность - все это помогает вашему бизнесу расширяться, как и готовность к непредвиденным обстоятельствам. Рассказываю о своих уроках масштабирования, которые усвоил в Getmancar.

1. Нужна объективная оценка проекта и своей роли в нем

Если вы в своем проекте не видите масштабирования, то возможно стоит задуматься нужно ли вам в принципе заниматься этим проектом. Как говорится, либо ты делаешь масштабный проект, либо ты ремесленник. В какой-то момент, я устал от локальных проектов и сказал себе:  либо делаю проекты, которые можно масштабировать, либо не делаю вообще.

2. Нет проектов, которые нельзя масштабировать

Говоря о масштабировании, нет проектов которые нельзя размасштабировать. Но есть вопрос: понимаете ли вы, как масштабировать? 

Мой любимый пример - McDonald's. Обычный бутерброд, из котлеты, хлеба и сыра, который масштабировался в огромную сеть ресторанов. В отличие от братьев Макдональдов, для Рэя Крока - это был проект не про булку с котлетой, а про масштаб. 

Любой проект, который существует, может быть либо масштабным, либо локальным.  Самое главное, найти нишу в своем проекте, которая позволит сделать его масштабным.  Если этого не видите вы, то возможно стоит найти человека, который посмотрит на проект под другим углом.

 3. Проанализируйте, какое масштабирование органичнее для вашего бизнеса

Масштабирование условно разделяется на горизонтальное (в сервисах) и вертикальное (в географии). Компания растет в ширину, когда  добавляет какие-либо новые сервисы или улучшает существующие. Допустим, к каршерингу добавляется сервис шеринга самокатов или появляется дополнительная функция, как междугороднее сообщение. Вертикальное же масштабирование подразумевает рост в основных показателях твоей ниши: рост в клиентах, товарах, услугах, рынках.

Например, мы масштабируемся горизонтально: добавляются новые сервисы и новые возможности в приложении, которые повышают занятость автомобилей и способствуют большему количеству поездок пользователей. То есть, все что способствует росту доходности на один автомобиль. При этом у нас пропорционально идет быстрый вертикальный рост. 

4. Шеринг - идеальная бизнес система, чтобы масштабироваться и горизонтально, и вертикально

Горизонт шеринга безграничен. Во-первых, шеринговые сервисы могут объединяться: шеринг самокатов/велосипедов, доставка еды, шеринг недвижимости и шеринг паркомест - все это, по сути, единоплатформенные сервисы, которые можно совместить. Во-вторых, каждый из видов шеринга может обрастать новыми сервисам и услугами. В-третьих, это огромный рынок, которые все еще формируется. По сути, война за шеринг в некоторых нишах еще даже не начиналась. 

Вертикально, шеринг также может безранично идти в новые города и страны. Уровень проникновения даже каршеринга еще не так высок: он не дошел еще до очень многих мест, где едва ли есть такси или тук-туки. Например, Африка не пронизана транспортом вообще, что уж говорить о каршеринге. Через несколько лет там может быть как резкий рост, так и отсутствие роста вообще, потому что большинство стран на материке достаточно бедные.  

Яркий пример: мой коллега из Индии сделал стартап и начал там шерить мотороллеры. Компания на старте получила очень хорошие вливания - 16 млн долларов. Через год у них было уже 3 млн пользователей и сумасшедшее количество поездок на 10 тыс мотороллеров. То есть там, в Индии, наблюдался огромный рост, потому что большой и бедной стране нужны были эти поездки со средним чеком до доллара.

5. Масштабирование ради масштабирования - плохая идея

В целом, масштабирование - это всегда хорошо. Как может быть плохо, когда ты растешь? Просто никто не отменял законы экономики и денег. Из-за большого количества свободных денег, масштабирование на сегодняшний день очень быстро разгоняется и многие забывают про основные критерии: выход в доходность и время выхода в доходность. И получается что для многих инвесторов главным результатом становится - масштабирование ради масштабирования. 

Еще хорошее правило: скорость масштабирования определяется скоростью роста твоей команды. Твоей способностью нанимать нужных людей. Да, ты можешь нанимать правильных людей, можешь быстро их нанимать, но ты не всегда можешь обеспечить сразу ту квалификацию людей и в том количестве, которое тебе необходимо. Тем более, если мы говорим об очень активном масштабировании. 

6. Не стройте бизнес только ради масштабирования

Не нужно делать масштабирование главным приоритетом бизнеса. Можно бежать настолько быстрее паровоза, что в итоге вы приедете в ту страну которая еще не существует. 

Масштабирование точно работает. Потому что инвесторы готовы платить за него очень большие деньги. Но смотрите на каком рынке вы находитесь и на его перспективу. Если вы будете долго масштабироваться и не будет никакого “света в конце тоннеля”,  рано или поздно закончатся деньги и вас перестанут финансировать. 

7. Анализируйте успешные кейсы масштабирования в вашей нише 

Приведу примеры из своей ниши. 

а) Учитывайте доходность и зрелость общества 

Например, Украине ближе европейская модель каршеринга. Но нужно понимать, что абсолютно европейская модель каршеринга - это больше про экологию, про автопроизводителей и про мобилити. Это немножко про другие ценности. В Восточной Европе - каршеринг больше “for fun”. 

б) Анализируйте рынок и внедряйте лучшие решения

Например, американская модель (по подписке) не очень работает для Восточной Европы, но отлично работает  для США. И все же есть американские модели, которые нам близки: например, сервис Turo, где начали шерить машины сторонних пользователей, совершив тем самым небольшую революцию.

в) Умейте вовремя остановится, если выбранная модель масштабирования перестала работать 

Возьмем, сервис Share Now, который появился путем слияния двух компаний (car2go и DriveNow) и является самым крупным каршерингом Европы. У них отличные темпы масштабирования, они много делают для электрификации городов и запускают сразу несколько сервисов: и каршеринг, и электрозарядки, и шеринг паркомест. Но в 2019 году компания объявила о закрытии всех операций в США и сосредоточилась на городах Европы, которые, по словам компании «демонстрируют наибольший потенциал для прибыльного роста и мобильных инноваций». 

Масштабирование имеет стратегически важное решение для бизнеса. И это не столько об амбициях, сколько о том, чтобы с комфортом справиться с возросшей рабочей нагрузкой, клиентами или пользователями, продолжая предоставлять качественный продукт. Чем лучше ваш бизнес будет подготовлен к росту, тем больше у него шансов выжить.

Читайте також:

 

Коментарі

Комментарі поки що відсутні
Вже зарегистрированны? Увійти на сайт
П'ятниця, 29 березня 2024

Зображення Captcha

Підписатися на нові блоги на платформі Інвестгазета:

 

Курси валют

Офіційні курси основних валют (НБУ) на сьогодні
Долар США
ЄВРО
Фунт стерлінгів

 

^