Мы ведем столько бизнесов и проектов, что с некоторых пор у меня не осталось времени для тусовок, мероприятий и праздников, но на двухлетие UAngel в Киев я поехал с особенным удовольствием. Наш фонд состоит в десятках различных ассоциаций и союзов, и не скажу, что многие из них эффективны, скорее наоборот. Тенденция, которую я наблюдаю в этой сфере – «Пантов достаточно. Остальное необязательно!», и это печально, и вдвойне печально, что это тенденция. Но это не относится к UAngel. Мне приятно было наблюдать на вчерашнем мероприятии как знакомые лица, так и инвесторов из разных стран мира, которые говорили «Я приехал, чтобы посмотреть, что у вас нового». Прилететь из Нью-Йорка, чтобы поздравить UAngel – это по-нашему.
На заре моих занятий бизнесом я столкнулся с невероятно прекрасной схемой выкачивания денег, о которой я вспоминаю каждый раз, когда мне собираются впарить что-либо сомнительное. Вы думаете, с накоплением опыта в бизнесе таких людей становится меньше рядом со мной? Или они ведут себя менее нахально? Нет. Их становится всё больше, особенно теперь, и рост масштабов приводит к росту их числа. Единственно, что изменилось – я стал распознавать их на расстоянии. Потому что бизнес – это не то место, где можно расслабиться. Это как в анекдоте про жену боксера, которая получила нокаут потому что на секунду открылась.
Сегодня на переговорах я подумал: а нужно ли бизнесмену быть мегаинтеллектуалом и почти что академиком? Нет, конечно это очень приятно общаться с человеком гениального ума, который при этом еще и успешен в бизнесе. Это редкое удовольствие, ум такого бизнесмена сверкает как бриллиант, и можно, помимо обсуждения деловых вопросов еще и наслаждаться беседой. Но – нужно ли всем быть такими?
Вокруг меня все ловят покемонов. Врезаются в столбы и стены, останавливают машины и выскакивают, чтобы забрать шар, или смотрят, нет ли поблизости шаров во время деловой встречи. Взрослые бородатые дяди и серьезные инвесторы. Деловые женщины, двигающие продажи с миллионными оборотами. То, что игрой заинтересовались профильные спецы из айти-отрасли, понятно: на то они и гики. Но меня ставит в тупик количество игроков в инвестиционных кругах.
Не так уж редко у меня спрашивают, почему я инвестирую в айти-сектор и стартапы, во всех этих непонятных очкариков в конверсах и бородатых интравертов, говорящих друг с другом на языке си-плюс-плюс и производящих продукт, который не пощупать руками и вообще непонятно, существует он или нет, как модно было думать не так давно о Big Data: то ли она существует, а то ли миф.
Интересно наблюдать за реакцией бизнесменов разного уровня и типа на возникающие проблемы и вопросы. Не секрет, что типового решения какой-то ситуации для всех не существует. А ведь набор проблем в бизнесе достаточно типовой. И я с нетерпением жду появления нейронной сети, которая обучится на всех доступных бизнес-кейсах, естественно успешных, и начнет принимать оптимальные и взвешенные бизнес-решения.
В Танзании, когда мы собирались на сафари, к нам подошел сотрудник заповедника и предложил поехать нелегально всего за 50 долларов. Чтобы мы не сомневались в его честности, он предложил спросить о его репутации у любого охранника отеля, в котором мы жили. Мы от скуки подошли к охраннику и спросили: что ты знаешь об этом человеке? Отзывы были самые положительные, и мы решили поехать с ним. Казалось бы, ну что взять с охранника отеля? Что стоит его слово? Но в Танзании всё обстоит немного не так, как у нас.
Бизнес очень напоминает хоккей. Это – игра жесткая, бескомпромиссная, в хоккее вам в лицо летит шайба на скорости 300 км/ч, в бизнесе на той же скорости - все возможные неприятности. Это далеко не футбол, где люди в трусах знай себе бегают по травке, пинают мячик и картинно падают и страдают, едва только их коснется противник.
Конкуренция – это хорошо, особенно на нашем высокотехнологичном рынке стартапов и инноваций. Продукт, который выпускают два наших партнерских проекта, не единственный в мире. У него есть аналоги прямо в нашей нише рынка. Это создает здоровую конкуренцию и не дает расслабляться разработчику. Потому что почивать на лаврах – это не очень полезно, это еще вреднее, чем есть фастфуд. Не иметь конкурентов – это получить ожирение сердца и завести бизнес в тупик, потому что вы одни на рынке. Так что с этим у нас всё в порядке.
Инвестора интересует то, что способно принести деньги и дивиденды. Продукт принесет в перспективе прибыль – он хороший. Не принесет в перспективе прибыль – он плохой. Даже, если он мегаинновационный и суперполезный. И идеально созданный гениальной командой. Всё хорошее должно быть востребовано. Если покупатель не готов при виде вашего продукта лезть за кошельком, продукт плохой.
Нові блоги
Популярні теми:
Підписатися на нові блоги на платформі Інвестгазета:
Курси валют
Офіційні курси основних валют (НБУ) на сьогодні
Долар США | |
ЄВРО | |
Фунт стерлінгів |