Выделенное

Закон об электронном билете. Мысли вслух

Попытки внедрить электронные билеты предпринимались в нашей стране с начала 2000-х, и столичный эксперимент с «Карточкой киевлянина» и электронными компостерами тому пример. Кроме приближения к современным технологическим стандартам, электронные билеты призваны закрыть системную проблему учета льготников. Однако с точки зрения действующего законодательства, изготовление билета до сих пор было полулегальным. Ведь исходя из разных тарифов в разных видах транспорта, такие системы подпадают под регуляцию НБУ, потому что обладают признаком электронных денег (человек вносит определенную сумму, которая переводится в условные транспортные единицы).

НБУ и Госспецсвязь: новые регуляторы систем электронных билетов

Принятие закона №4121 легализовало автоматизированные системы учета оплаты проезда в наземном транспорте с использованием электронных носителей оплаты проезда (электронные билеты). Это дает возможность использовать бесконтактные карты, смартфоны и другие электронные носители для оплаты проезда. Самое важное здесь, что проезд будет происходить по факту электронной регистрации без выдачи чека или бумажного билета. Однако пока не завершена гармонизация законодательства, коллизия осталась: если следовать букве закона о банковской деятельности, то системы электронных билетов по-прежнему подпадают под действия регулятора и должны получать визу от него. 

Второй регулятор, от которого зависит массовое внедрение электронных билетов - Госспецсвязь. Как только тот или иной муниципалитет или транспортник сообщит, что для защиты информации используются криптографические алгоритмы, эта система подпадает под ответственность Госспецсвязи. Регулятор должен подтвердить, что предложенный алгоритм гарантирует безопасность информации в системе электронных билетов. При этом в самом законе этот момент тоже никак не прописан. 

Льготники и тарифы: какие проблемы решает электронный билет

Тем не менее, стоит ожидать активного внедрения муниципалитетами универсальных электронных билетов. Автоматизированные системы должны обеспечить быструю оплату и иметь гибкую систему тарификации проезда. Обеспечить контроль за денежными средствами и учет перевозки льготных категорий пассажиров. Это позволит значительно сократить теневой оборот на рынке транспортных услуг, убрать коррупционную составляющую при распределении субвенций в качестве компенсации транспортным предприятиям за перевозку льготных категорий пассажиров. 

Однако! Затраты на внедрение автоматизированных систем учета оплаты проезда и электронного билета лягут на местные органы самоуправления, которые получат полномочия вводить электронные билеты в городском пассажирском транспорте независимо от формы собственности. Также на них лягут затраты по льготникам, которым электронные билеты должны выдаваться бесплатно. Поскольку закон не определяет технологию, а дает общие рамки и предоставляет возможность строить систему, то выбор системы и того, как будет построена ее защита – право муниципалитетов. 

Что выберут муниципалитеты?

Есть несколько способов – от валидаторов и электронных компостеров до использования QR-кодов. Система с QR-кодам предполагает, что к нему (а он может быть даже распечатан на обыкновенном листе), пассажир подносит смартфон, с помощью приложения считывается код, а с его счета списывается сумма. Здесь бюджет практически нулевой, но эффективность его работы зависит от устойчивости сети. И как будет решаться вопрос при плохом сигнале?

Вандалозащищенные валидаторы стоят от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч. Как видим, бюджет зависит от выбранного решения, но ни одно из них нельзя назвать абсолютно защищенным (надежным, удобным, универсальным). Ремонт и обслуживание систем электронных билетов тоже зависит от того, по какой схеме будет внедряться эта система. Либо передано на уровень АТП, и тогда они, муниципальные или частные, берут на себя и оборудование и обслуживание системы. Либо – город внедряет систему комплексно и создает отдельную службу. Опять-таки – это решение самих местных советов. 

Можно ли было решить главную задачу – учет льготников – без внедрения универсального электронного билета? Безусловно. Главное - воля местных властей. Но системы универсальных электронных билетов позволят оценить весь масштаб этих услуг и аргументированно, а не со слов руководителей транспортных предприятий, субсидировать такие перевозки. Итого, разрешили то, что и так было разрешено, не решив ни одной проблемы, которая мешала…

Читайте также:

 

Комментарии 1

Dmitriy Fox в 30.01.2017, 14:46

Как всегда в нашей стране, все делается для пиара )

Как всегда в нашей стране, все делается для пиара :))
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
19.03.2024

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^