Почему корпорации не могут управиться со стартапами?

Почему корпорации не могут управиться со стартапами? Почему корпорации не могут управиться со стартапами?

Я припоминаю одну историю из 2000-х. В одну «национальную торгово-промышленную корпорацию», выросшую из табачных ларьков и торговли норковыми шапками на рынках, пришел на должность вице-президента по стратегии весь такой молодой и пылкий варяг. Весь такой динамичный, проактивный, синергичный, креативный и харизматичный.

Он был полон идей, инноваций и планов. Они летели из него, как искры. Он был весь такой МВА хорошего заграничного университета, перечитал всех Гуру Бизнеса на тот момент, и вообще непонятно было, какого черта он делает здесь, а не осел в нормальной компании (Гугл тогда, кажется, уже существовал) где-нибудь на Западном побережье.

И вот он начал бегать по корпорации и планировать, что нового он внедрит вообще везде. Дальше все пошло как в романе Довлатова «Зона», где один герой говорит другому: «Ты загорелся? Я тебя потушу!» Корпорация состояла из консервативных, давно наездивших свою верную колею, нормальных таких тёть в начёсах и духах «Красная Москва». Тётям эта суета и па-де-де молодого дарования были вообще не в масть.

Угадайте, что случилось? Вундеркинда бизнеса и мастера бизнес-администрирования корпорация оперативно прихлопнула обычной мухобойкой. Ровно столько усилий понадобилось консервативной структуре, чтобы свернуть огорчающие ее инновации. Учредитель, кстати, был в заложниках своих директоров настолько, что даже не заметил исчезновения юного стратега. Он даже не вспомнил о его существовании.

И корпорация, как вражеский крейсер «Адмирал Кузнецов» медленно, но неуклонно поперла дальше, подминая под себя океаны бизнеса и заволакивая небо черным дымом. Как сказал один адмирал, ловко плававший в воде из-за того, что был выточен из цельного бревна дуба: «Неважно, что дымит, главное – идет»! Это и стало девизом той корпорации.

Я вспомнил этот случай, когда на очередном ГАРАЖЕ мы обсуждали, почему корпорации не могут управиться со стартапами и почему никак не складывается эта связка. Потому что стартап, попадая в корпорацию, ломает картину мира, которая там еще с Февральской революции 1905 года, а это нафиг никому не нужно. Потому и не получается Великой Синергии. Как сказал Игорь Шойфот: «Корпорация – это такой тираннозавр, который ползет через джунгли, тяжело и медленно. А вокруг него шмыгают велоцерапторы, все состоящие из зубов и ног. И все время отхватывают куски хвоста тираннозавру. А он продолжает медленно ползти, и даже не в курсе, что происходит. Потому что уже сожранный хвост все еще посылает по медленной нервной системе в мозг сигналы, что он существует».

Когда я открывал инвестфонд 8 лет назад, это была непонятная и экзотическая деятельность. Мало кто понимал зачем она и что это вообще такое. Мы были за гранью обыденного, как Шамбала. За прошедшее время ситуация кардинально изменилась: инвестировать в стартапы теперь хотят вообще все, и тираннозавры, и велоцерапторы, и консервативные, неповоротливые корпорации с закостеневшей коропоративной культурой, и продвинутые небольшие компании.

Это перестало быть чисто нашей, иннвестфондовской, фичей - возня со стартапами. Наконец они стали удобоваримы для всех. Хотя бы в мыслях, ведь на практике все еще выясняется, что не все могут проглотить стартап – нестыковка культур галстука и конверсов рулит. Не глотается. Сложный организм, по-прежнему состоящий из тёть в начесах, а то и в кокошниках, отвергает стартап как пищу, не принимает душа, ибо дико бесит вот это вот всё. Но не корпорациями едиными.

Я уже писал про моего друга Павла Овчинникова, бизнес которого занимает 60% рынка брендовых детских игрушек. Павел говорит мне, иллюстрируя распространенную теперь у успешных бизнесов тенденцию: «Присмотри мне в Долине какой-нибудь стартап, интересный для нашего бизнеса, что-нибудь инновационное, развивающее и интерактивное для детей, я проинвестирую».

Если компания не замуровала саму себя в самой себе, и если директора в ней не боятся, что что-то новое разрушит их мир и жизнь – такой подход вполне рабочий. Это работает. Главное, что для этого нужно – быстро соображать, быстро двигаться и не быть тираннозавром.

Но все равно интеграция проходит очень тяжело, даже в прогрессивных компаниях, а уж в коропорациях, где, по меткому определению моих коллег по ГАРАЖУ «самый главный софт – это Word, Exel, Powerpoint и Internet Explorer, как и 30 лет назад» - там вообще тушите свет.

И я знаю еще один тип организаций, которые несопоставимы с инвестициями в стартапы. Это банки. Несколько лет назад мы разработали несколько классных продуктов для банков на основе искусственного интеллекта. И предложили нескольким банкам проинвестировать следующий раунд с прицелом на то, что по итогу продукт станет их собственностью. Это ж так удобно – свой собственный продукт.

Ни один банк этим не заинтересовался и на это не пошел, и с точки зрения бизнес-логики это было дико и странно. И только спустя пять лет, на прошлом ГАРАЖЕ, Владимир Гидирим рассказал мне секрет: банки никогда не инвестируют в стартапы. Вообще. Нет у них такой опции. Они не понимают, как это, поэтому этого для них не существует.

Но настанет такое время, когда расчехлятся и они. А в Долине, конечно, я хороший проект Павлу присмотрю. Ради этого и работаем. Ради Долины-то. Уже скоро.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
17.01.2021
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://investgazeta.ua/

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^