О коллекционировании – как игре между материальным и духовным

Я планировал провести в этом офисе не более двадцати минут, потому что вопрос, по которому я там оказался в этот всегда странный промежуток рабочих дней между Новым Годом и Рождеством, был простой и быстрый. Но неожиданно я задержался там почти на сорок минут, при том, что переговоры и правда прошли быстро.

Что я делал остальное время? Я рассматривал фотоаппараты. В обычном офисе, вообще не имеющем отношения к фотографии, кто-то взял и разместил в стеклянных витринах свою коллекцию советской фототехники. Одного взгляда было достаточно, чтобы понять: это серьезная и дорогая коллекция, и собиралась она годами, а скорее - десятками лет. На первый взгляд, в ней было собрано все, что выпускала советская промышленность на тему фотографии. Это даже не коллекция, а фотомузей, который кто-то разместил в стеклянных витринах в обычном коридоре.

Почему, зачем? Но прежде, чем размышлять над этим, попробуйте ответить на мои "почему, зачем". Когда в Борисполе пропали чемоданы, среди которых был чемодан с Гошиными парусниками, я взял да и купил ему несколько настоящих моделей кораблей у настоящих мастеров. Так я попал в мир моделизма. И теперь я знаю моделиста, не того, у которого я купил модели, потому что его работы украшают серьезные музеи и кабинеты, а другого, бронзового и серебряного чемпиона Европы и мира, который, сделав модель, сразу запаковывает ее в ящик и ставит на хранение, так они и стоят запакованные, их никто - никогда! - не видит, иногда он вывозит их на выставки, чтобы получить за них очередные призы, и после этого их снова никто не видит.

Почему, зачем? Я знаю нескольких серьезных коллекционеров, которые собирают серьезную живопись, признанных мастеров, и у одного из них картины стоимостью в сотни тысяч долларов висят в комнатах дома, не вызывая мысли о том, что это подлинники, у другого картины вообще стоят стопками просто в кладовке.

Почему, зачем? Несколько лет назад с подачи хозяина Музея Украинской Живописи в Днепре мы с Ксюшей начали собирать коллекцию современных украинских художников. Но коллекционирование - это дело настолько хлопотное, что за неимением времени мы нашу личную коллекцию не дособирали. Но я знаю, что если бы мы владели коллекцией, то она точно не стояла бы у нас в ящиках.

Однажды в одной стране мира я заблудился в знаменитом музее изобразительного искусства и долго блуждал по нему в поисках выхода. Музей состоял из нескольких зданий с бесконечным количеством залов. Каждый зал был хаотически и под завязку забит самыми дорогими шедеврами мирового искусства, самые громкие имена самых великих мастеров валили с ног. Но логика размещения была такова, что у меня разболелась голова: я не переношу захламленности и беспорядка, а этот музей оставлял именно такое впечатление. Как будто бы в гигантскую кладовку свезли все самое дорогое, самое пафосное, самое пантовое, чем когда-то гордились Большие Люди.

Это все были когда-то личные коллекции, подаренные музею очень богатыми людьми, и располагались они так же, как и у старых хозяев. Таблички гласили: "Коллекция господина такого-то", "Коллекция госпожи такой-то". Никогда раньше я не посещал настолько дорогих и богато отделанных складских помещений. К слову: в музее я встретил за все время блужданий от силы человек десять.

Есть во Флоренции такая галерея Уффици. Это одна из самых знаменитых в мире галерей искусства. Но вы знаете, что означает "Уффици"? Офисы. Офисы! Вернее - административные и судебные учреждения Магистратуры Тосканского герцогства.

Первый Великий герцог Тосканы Козимо I Медичи, собирая одну из самых выдающихся на сегодня коллекций искусства человечества, просто украшал свои офисы. Потому что уже во времена Возрождения люди знали: если есть коллекция - ее должны видеть все, и даже офис - это неплохое место!

Я вспоминаю огромную коллекцию дорогих часов одного из богатейших людей Украины, которая располагалась прямо в одном из залов общественного здания в Днепре, и увидеть ее мог любой проходящий мимо. Я знаю, что частные коллекции, как и все остальные атрибуты статуса и богатства, радуют до определенного момента. Потом и они теряют смысл, потому что становится ясно: главное - где-то выше этого всего. И тогда коллекцию просто дарят.

Вообще, я всегда удивлялся этим странным играм между материальным и духовным, и этой блуждающей грани, которую многим удается постичь лишь в последние годы жизни. А мне бы хотелось понять это в середине жизни: это очень все упрощает. Хотя не каждый в это поверит. А завтра я собираюсь рассказать вам, почему хороший каток и цветные огоньки - это так же важно, как работающее на полном ходу огромное предприятие. Ведь завтра, несомненно, наступит.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
29.03.2024

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^