В гостях у Facebook: «быстро сделай прототип, стартуй и потом улучшай»
Кстати, проходили мимо прозрачной стеклянной переговорки, в которой общалась номер 2 компании COO Шерил Сэндберг. Вообще это очень характерно для компаний Силиконовой долины - они все открыты и не строят из себя недосягаемых для простых смертных небожителей.
В компании работает 25 тыс.чел., в т.ч. половина в главном офисе. В Instagram, а это часть компании, работает только 400 чел.
В Google работает в 4 раза больше людей, а рыночная капитализация поисковика больше чем у соцсети лишь в 1,5 раза, то есть капитализация на сотрудника у FB намного лучше, чем у GOOGL. Однако акции GOOGL за последние 52 недели подорожали на 22%, а FB лишь на 12% (помешал недавний скандал). Поэтому сотрудники и акционеры Facebook все-таки не могут себя назвать счастливее, чем если бы они имели акции Google. А в Силиконовой долине огромную часть мотивации сотрудников играют именно акции (бытовые потребности закрыты у всех и проблемой являются лишь закаленные цены на жилую недвижимость).
Основной доход компания получает от рекламы, а 89% рекламных доходов Facebook поступают от мобильных приложений.
Философия Facebook: The hacker company. Она реализуется через девиз «быстро сделай прототип, стартуй и потом улучшай».
Среди сотрудников даже ходит легенда о проведении первого в истории хакатона именно в Facebook. Однако это не так: термин хакатон появился в июне 1999 года, когда социальными сетями и не пахло. Возможно, появление этой легенды объясняется тем, что первые хакатоны независимо друг от друга провели Sun Microsystems и OpenBSD. А нужно знать, что главный офис Facebook находится там, где раньше была Sun (эту компанию купила Oracle, которая продала кампус Sun Фейсбуку). То есть Facebook как бы поглотил и часть "наследия" Sun Microsystems.
Вторая фишка, которую отражают визуально через словно всегда незаконченный, динамично обновляющийся кампус. В Facebook считают, что развитие компании закончено всего на 1% и соответственно впереди еще много интересного, и скорее всего, самое интересное.
Найм сотрудников, как и других крупнейших компаний индустрии, достаточно сложный. Сначала обычно соискатели шлют в компанию свои резюме. Причем иногда не один раз. И только преодолев первое сито кандидат проходит 5 собеседований. На интервью все как обычно в Силиконовой долине. Среди сотрудников компании принято быть открытыми и делиться со своими коллегами трудовыми достижениями. Впрочем, если ты жесткий интраверт, то тоже сможешь найти свое место в Facebook и никто по лишнему поводу тебя трогать не будет. Главное – выполняй свою работы и выполняй, а еще лучше перевыполняй план.
Рекрутеры компании часто ищут таланты через Linkedin.
Компанию от тебя интересуют реальные результаты. А для большинства результатов есть обсчитываемые метрики.
Берут людей обычно не на проект, а набирают в команду.
В Facebook есть интересная возможность для новичков Boot camp. Каждый новый сотрудник компании имеет возможность 1,5 месяца работать на кого угодно и потом выбрать подходящую команду. При этом, новички работают за те же финансовые условия как если бы их сразу брали в определенные команды.
В других компаниях по факту приходится играть как в лотерее – скорее выбираешь не ты команду, а тебя менеджер команды. Менеджер тебе «продает» свою команду, но реальность возможно совершенно иной, не такой привлекательной. И новому сотруднику в той же Google приходится целый год работать в команде и над задачей, которые могут не вполне ему подходить.
Более свободный подход к новичкам в Facebook позволят привлекать таланты.
Каждую неделю непосредственный менеджер встречается с каждым сотрудником, в среднем примерно по 30 минут. На встрече обсуждаются насущные вопросы: проблемы, план карьеры и т.п. При этом менеджер не говорит как решить проблему, но помогает расчистить препятствия, если это в его силах и неподвластно сотруднику.
Обычно раз в неделю проходит встреча команды (scram). Но у некоторых команд бывают короткие митинги каждый день.
Каждую неделю Марк Цукерберг (CEO компании) и иногда Шерил Сэндберг (COO) проводит сессию QA, вопросов и ответов. Длится она в среднем 1-1,5 часа и в ее ходе сотрудники компании могут задавать любые вопросы. Большинство сотрудников смотрит такие встречи через интернет или в видеозаписи.
В компании все заточено на то, что каждый должен выполнять свою работу и не отвлекаться на бытовые мелочи. Ты должен думать о своем задании, с остальным тебе свободно помогут.
Но это взаимовыгодно – компания создает все условия для эффективной работы каждого сотрудника, а сотрудник чувствует себя свободным, комфортным и хорошо оплачиваемым.
Релизы социальной сети выдаются каждый час или даже в режиме реального времени.
Все сотрудники компании имеют самые свежие версии facebook и все могут видеть баги и дать обратную связь. А для некоторых это прямая обязанность.
Каждому сотруднику дают 4 месяца декретного отпуска при рождении ребенка.
Зарплата состоит из фиксинга + акции + полугодовой бонус в зависимости от результатов выполнения плана.
Акции составляют 30% от всей компенсации. При этом фиксируют объем акций, которые получит сотрудник, на 4 года и дают их пропорциональную часть каждый квартал. По окончании 4-летнего периода дают новый пакет акций на следующую 4-летку, обычно меньше чем первый раз, но зависит от того успехов в работе.
Существует 6 уровней выполнения плана – не выполнен, почти выполнен, выполнен, перевыполнен, хорошо перевыполнен, фантастически перевыполнен.
Каждый год Марк и Шерил ставят задачу на чем компания в этом году будет фокусироваться. Обычно без цифр. Например, стоит задача чтобы люди стали меньше проводить бесполезного времени в фейсбук. Под похожую задачу в компании изменили KPI – не увеличение среднего времени нахождения в приложении, а наоборот, чтобы человек меньше времени проводил на facebook.
Потом каждое подразделение (реклама, поиск и тп) оцифровывает задачу на год и спускает вниз планы. Система планирования в Facebook на первый взгляд выглядит менее бюрократичной, чем в Google. Возможно, это связано с относительной молодостью и меньшим размером Facebook.
Несколько цифр о компании:
- 1,4 млрд активных юзеров в день (в при численности населения планеты 7,5 млрд.чел.)
- 2,2 млрд активных юзеров в месяц
- у компании 60 офисов по миру
- 10 собственных дата центров
- 1 мл. кв. футов площадь главного офиса
На кампусе активно рекламируют Oculus VR, очки виртуальной реальности. Этот проект Facebook купил в 2014 году за $2,3 млрд.
Возможно, вашему бизнесу пригодится Facebook for work – корпоративная соцсеть для сотрудников одной компании. Она бесплатна для маленьких компаний и платно для крупных.
В Facebook есть интересная традиция – над столами сотрудников висят шарики в виде чисел, которыек означают, сколько лет проработал в компании этот человек. Много считается, когда человек отработал 6-7 лет. Напомню, на биржу акции FB вышли в 2012 году. В качестве сравнения приведу схожую традицию в Amazon: здесь каждому новому сотрудинку при приеме на работу делают аккаунт, в котором он видит сколько людей было нанято ДО него и сколько ПОСЛЕ.
Сотрудники компании говорят, что миссия Facebook важна – это служение обществу, постройка инструментов которые создают сообщества.
В этой связи интересными выглядят некоторые из пропагандируемых принципов:
- Move fast – будь быстрым
- Be bold – будь смелым, не разменивайся на мелочи
- Be nerd – будь заумным (ботаном)
- Не путайте движение с прогрессом
Новые блоги
Популярные темы:
Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:
Курсы валют
Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США | |
ЕВРО | |
Фунт стерлингов |
Комментарии 1
Круто, спасибо за текст!