Цены на бензин в Украине дали передышку автомобилистам. На долго ли?

Розничная цена бензина к концу года все-таки спустилась под давлением снижения нефтяных цен. Но относительно цен на мировом рынке остается высокой. Причиной сему, на мой взгляд, выступает относительно высокая стоимость дистиллятов и автомобильного газа.

Попробуем спрогнозировать динамику розничных цен на АЗС. Кстати, предыдущий взгляд с прогнозом снижения цен сбылся.

Два слова о теории

Рост цен на любой товар, в теории, обусловлен несколькими причинами (детерминантами):

Перекосы в балансе спроса\предложения.Общий уровень цен в стране.Мировые цены на товар. В условиях чистого импорта конкретного товара, тогда курс национальной валюты и ситуация с мировыми ценами влияют на ценообразование внутри страны. Собственно, по этому алгоритму и будем двигаться.

Баланс спроса и предложения.

По данным Укрстат потребление бензина в ноябре 2018 года снизилось с 47,7 тыс. тонн в октябре, до 44,2 тыс. тонн в ноябре или на -7.3%. Это обусловлено сезонными колебаниями. Относительно ноября 2017 года спрос упал на -4,9%.

Запасы бензина в ноябре относительно октября выросли с 133,8 тыс. тонн до 135,8 тыс. тонн или на 1,5 %. За аналогичный период 2017 года запасы выросли на 22,6%.

Судя по данным показателям, на рынке присутствует избыток бензина в ноябре. Основная причина – это сезонные колебания.

Любопытным фактом является то, что относительно 2012 года показатели, и потребление, и запасы были в два раза выше, чем в 2018 году.

Судя по статистическим данным, невзирая на сезонность, спрос на топливо в стране ниже, чем в прошлом году. В масштабе 5-ти лет резкое падение потребление топлива печальное явление не только для владельцев АЗС, а и экономики в целом. А рост запасов топлива относительно прошлого года указывает на превалирование предложения над спросом, а значит, дефицита бензина в стране нет.

На графике ниже индекс потребления и запасы бензина по отношению к февралю 2012 года. Левая шкала (синяя линия) – потребление, правая шкала (оранжевая линия) – запасы.

запасы

С картинки видно, что между запасами и потреблением есть обратная зависимость, когда потребление растет, запасы сокращаются. Также на графике видно цикличность спроса, он колеблется от минимума на начала года, до максимума к осени. Пик потребления сентябрь-октябрь, впадина декабрь-январь. Т.е. сейчас мы вошли в низкий сезон, и спрос на бензин будет только сокращаться. Опираясь на динамику показателей, можно утверждать, что запасы и дальше будут расти.

Ну и мы устойчиво находимся ниже 0 (базовая дата февраль 2012 года), т.е. спрос на бензин, после политического кризиса так и не восстановился.

Цены

Темпы общего уровня цен в стране снижаются в годовом выражении. Локально, в ноябре, Укрстат отчитался о росте годового показателя до 10% по сравнению с 9,5% месяцем ранее. Это идет в разрез монетарной политику НБУ, которая, как член МВФ обязуется придерживаться таргетирования инфляции, на конец этого года цель по инфляции 6,5% +\- 2%. Мы вряд ли выполним директиву.

Кратковременный рост инфляции обусловлен снижением курса гривны в ноябре, в силу того, что мы нетто-импортеры нефти и нефтепродуктов, это повлияло на рост цен.

В декабре курс гривны существенно снизился, наверняка это скажется на темах инфляции.

Первые два пункта указывают на то, что основной причиной роста цен на бензин выступает уровень мировых цен (поскольку мы являемся нетто-импортером нефти и нефтепродуктов в страну) и курса гривна.

На графике ниже: цена в долларах на розничный бензин на наших АЗС, цены на нефть, и оптовая цена в США (как крупного поставщика топлива на мировом рынке).

бенз доллар

Цена нефти на мировом рынке рухнули на 40% с пиков октября. Что подталкивает цены на бензин вниз. В США цена на розницу на минимумах 2-х лет, в России идет борьба за уровень цен путем введения акциза на экспорт бензина, дабы снизить экспорт. На мировом рынке, в долларе, бензин подешевел до уровней 2016-2017 годов, а у нас в стране мы даже не обновили минимумы 2018 года.

Это видно на картинке ниже. Тут спред (разница, НА сколько дороже наш розничный бензин в долларах, с оптовой ценой в портах Нью-Йорка).

бенз спред

С графика видно, что начиная с начала года, бензин у нас в долларах, дешевеет, по отношению к оптовым ценам США. С чем это было связано сказать сложно. Возможно, снижение гривны с начала года сказалось на спросе, что остановило АЗС подымать цена, возможно запасы «подъедали», возможно, и то, и другое. Но начиная с октября, с момента падения цен на нефть на мировом рынке, мы увидели резкий рост цен на бензин в стране относительно мировых цен. На мой взгляд, рост цен на альтернативу (газ, дизель) тому виной. Хотя и там дела обстоят уже получше.

На графике ниже цены на розницу у нас, цены нефть и на опт в США, но в гривне.

бенз гривна

На последних трех картинках очень хорошо просматривается влияние курса гривны на ситуацию с топливом.

Учитывая, что цены на бензин у нас в стране зависят от курса гривна и мировых цен на энергоносители, стоит пару слов сказать о ситуации на мировом нефтяном рынке.

Долгосрочная перспектива цен на нефть начинает качаться в сторону роста:

Первым делом в дело вмешалась ОПЕК со своими планами о сокращении экспорта и добычи. И действительно, договорились сократить добычу с 1-го января более чем на 1 мб\д. Основная причина поддержки цен, это проблемы с бюджетом, так, для Саудовской Аравии нужно цена в 95 долларов\баррель, для России выше 80-ти. По данным Блумберг добыча странами ОПЕК в декабре сократилась на 460 тб\д, на Саудовскую Аравию пришлось около 400 тб\д сокращения, а ведь еще и не январь. Также Саудовская Аравия сократила экспорт в США, по разным данным от 600 тб\д до 1 мб\д. Беда с добычей и в Канаде, там сокращение на 400 тб\д из-за низких цен.

Важный момент

Очевидно, что давление на рынок нефти оказывает не спрос\предложение, а целенаправленная «игра» против нефтяных котировок, есть подозрение, что это дело рук «Госдепа», который начал использовать финансовые рынки в геоэкономических целях, давя таким образом на стран-экспортеров нефти. Главными целями выступают Россия, Иран, Венесуэла и Саудовская Аравия. Если это так, то нефтяные котировки могут в моменте оказаться под 20-ю долларами за баррель, но вряд ли надолго. Ибо это вызовет полномасштабный экономический кризис, а это никому не интересно.

Мировая инфляция также сокращается. На картинке ниже динамика роста цен в мире.

инфляха

НО, на данный момент Китай запустил стимулирование экономики, и глава ФРС Дж. Пауэлл намекнул рынкам о политике стимулирования. Т.е. потенциал роста цен в 2019 году имеется. А это подтолкнет вверх все товарные рынки.

Курс гривны:

Тут много писать не нужно. Пока МВФ нам друг все у нас хорошо. Как только начинают задерживать транши, нам сразу грозит дефолт. В общем, ничего хорошего. Проблем для гривны сейчас хватает, как внутренних, так и внешних. Локально, стоит отметить, что доллар относительно мировых валют достаточно стабилен, валюты развивающихся рынков резко и хорошо укрепились. Если говорить в ракурсе будущего, то политика стимулирования ФРС приведет к снижению курса доллара, тогда внешнее давление на курс гривны чуть снизится.

ИТОГ:

Судя по мировому рынку энергетики, топливо выходит в сезонный период снижения спроса, а значит, цены на бензин в стране стабилизируются на новых покоренных уровнях. Возможен незначительный рост цен на топливо, но это будет коррекционное движение, не более 2-3 грн. Для гривны пока особых шоков не предвидится. Я ожидаю спокойную зимовку.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
19.03.2024

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^