Трансформация торгового пространства под влиянием e-commerce

architecture-906736_1280

Доля электронной коммерции в разных странах в 2017 году варьирует от 7% до 15%, при этом рост ее к 2025 году оценивается на уровне 40%. Однако противоречивым остается тот факт, что перед тем, как совершить покупку online, большинство клиентов все-таки предпочитают протестировать ее в магазине offline, тем самым трансформируя стандартное понимание магазина в пространство для получения нового опыта, впечатлений, сервиса. Так ли это на самом деле и какие изменения уже сейчас можно наблюдать в организации ритейл-пространств?

 1) Уровень сервиса, клиентоориентированность

Одним из последствий развития электронной коммерции стало повышенное внимание к гостеприимству, уровню сервиса и самому клиенту, в первую очередь. Так, компания Apple, в соответствии с проведенными исследованиями, изменяет название всем известных Apple Stores на Apple Town Squares. Подобное решение продиктовано тем фактом, что сам термин «магазин» ассоциируется с обязательством совершения покупки, в то время как «городская площадь» вызывает ассоциации с местом, где можно собраться вместе, в том числе и для получения услуг, новых знаний, впечатлений, не принимая на себя каких-либо обязательств.

В то же время американская сеть Urban Outfitters вносит разнообразие во времяпрепровождение покупателя посредством размещения пиццерии в ритейл пространстве. Как известно, Urban Outfitters приобрели локальную сеть пиццерий Pizzeria Vetri, что привело к уменьшению стоимости акций ритейлера.

Осенью 2017 года американский интернет-магазин Nordstrom открыл свой первый концептуальный магазин, целью которого также является не продажа вещей, а оказание услуг и создание приятной атмосферы для времяпрепровождения, поскольку на его территории расположен SPA-центр, кафе, можно воспользоваться услугами портного, стилиста, т.д.

Желание оказать максимальный уровень сервиса свойственно и т.н. GAFA (акроним для Google, Apple, Facebook, and Amazon). В данном случае качество сервиса равносильно экономии времени при совершении покупки или поиска объекта покупки. Электронная коммерция в данном случае всегда будет преобладать над качеством сервиса в классических торговых центрах в виду накопления индивидуальных данных по каждому клиенту, которые вряд ли сможет запомнить даже ваш постоянный консультант.

2) Магазин по продаже эмоций

Другим трендом, являющимся следствием развития электронной коммерции, стало открытие торговых объектов, основной смысловой нагрузкой которых является далеко не совершение покупок, но предоставление определенного опыта, возможности протестировать, ознакомиться с потенциальной покупкой. Опыт показывает, что в списке онлайн покупок превалируют те, которые имеют минимум шансов принести отрицательные эмоции после их получения. Большинство покупателей предпочитают увидеть товар в магазине прежде, чем приобрести его онлайн. Из наиболее интересных примеров следует отметить Samsung 837 – трехэтажное здание в Нью-Йорке, представляющее собой маркетинговую площадку бренда. Здесь можно увидеть все самые популярные гаджеты, студию звукозаписи, зеркальную комнату, получить сервис по ремонту товаров одноименного бренда. Подобные форматы также были открыты компанией Google – Made by Google (pop-up store), Philips (световые галереи), Adidas.

На уровне торгово-развлекательных объектов примером нестандартной организации некоммерческого пространства является флагманский проект компании Immochan – Europa City. Среди составляющих комплекса, который будет расположен в Париже в 7 минутах от аэропорта Шарль де Голь, следует отметить выставочный центр, культурный центр для детей, городская ферма, парк и т.д.

3) Развлекательная / игровая составляющая

Статистика показывает, что около двадцати миллионов взрослых посещают ежегодно парк Disney не в компании детей, а самостоятельно. Игровая или развлекательная составляющая – это то, что может привлечь посетителя в магазин или торговый центр в целом. Так, отличительной чертой компании Immochan International является наличие, так называемой, площади жизни в торговых центрах девелопера, предназначение которой – проведение маркетинговых мероприятий, анимаций, т.д. Среди «развлекательных» элементов на уровне магазинов можно отметить виртуальные зеркала Uniqlo, позволяющие примерить различные цветовые решения выбранного предмета одежды. Качественно другое предложение познавательно-развлекательной составляющей предлагают модные дома Louis Vuitton и Hermes, организовывая выставки в Grand Palais.

Отдельно следует отметить работы дизайнера Allison Cranck, использующего эффекты виртуальной реальности. Именно он является создателем интерактивного торгового центра под названием The Reality Theatre, который можно посетить в виртуальной реальности. Он позволяет пользователям эксплуатировать сделанные на заказ объекты в пределах мира виртуальных неоновых вывесок и бродящих по центру диких животных.

4) Экологический эффект

Какой экологический эффект влечет способ совершения покупки online или же в торговом центре? Исследования, проведенные компанией Simon показывают, что осуществление покупок в торговых центрах менее негативно сказывается на окружающей среде, нежели online shopping в силу следующих причин:

- среднее количество товаров, купленных offline обычно больше, нежели online;

- зачастую клиенты посещают ТРЦ группами, т.о. большее количество коллективных покупок ведет к уменьшению потребленного топлива, выделенных CO2 в среднем на купленную единицу;

- статистика показывает, что количество возвратов при покупке online значительно выше (33%), чем в случае покупки в магазине (7%). Так, например, количество выбросов CO2 при покупке онлайн четырех единиц и возврате двух из них по причине неподходящего размера, повлечет на 21% больше выбросов СО2, по сравнению с покупкой этих же четырех единиц в ТРЦ без возврата;

- количество и качество упаковки также значительно отличается, а именно при online покупке количество упаковочного материала гораздо больше.

Учитывая тенденцию повышенного внимания современного общества к вопросам экологии, данный вопрос не мог быть проигнорирован при сопоставлении offline vs online shopping. Компания H&M еще в 2013 году запустила всемирную программу по сбору и переработке одежды, стремясь обеспечить замкнутый цикл производства и использования одежды.

На уровне торговых центров стремление к снижению негативного воздействия на окружающую среду отражается посредством экологической сертификации в соответствии с международной системой BREEAM. Так, строящийся в Киеве ТРЦ Rive Gauche девелопера Immochan станет первым retail объектом, сертифицированным по данному стандарту на уровне Very Good.

Читайте также:

Поддержать блогерскую платформу Investgazeta

 

Кнопка пожервовать - изображение

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

Проверь своего бизнес-партнера

Сервис «Проверь своего бизнес-партнера» - получи информацию о компании по коду ЕГРПОУ, названию компании или фамилии руководителя.

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов
Курсы основных криптовалют

 

^