Тарифный кризис: Как завершить тренд постоянного увеличения счетов за газ для населения

Тарифный кризис: Как завершить тренд постоянного увеличения счетов за газ для населения Тарифный кризис: Как завершить тренд постоянного увеличения счетов за газ для населения

Украина в этом отопительном сезоне в очередной раз переживает болезненный процесс, связанный с увеличением стоимости услуг ЖКХ. Наиболее значительно выросли платежки за газ. В ситуацию вмешались президент Владимир Зеленский и Кабинет министров и искусственно ограничили цену на голубое топливо для населения до окончания отопительного сезона осень 2020 / весна 2021. Однако, решение проблемы больших счетов требуют более серьезного и системного подхода, чем госрегулирование цен в ручном режиме. 

Для начала разберемся, что именно происходило с ценой на газ в последние полгода. В июле 2020 года она держалась на уровне 5,5 грн за куб. Плюс к этой цене необходимо было добавить стоимость доставки голубого топлива к потребителю. Это разделение появилось вследствие имплементации Украиной Третьего энергопакета, которое состоялось еще в 2019 году. В результате чего людям стали приходить две платежки: за непосредственно газ и за его доставку. 

В августе 2020 появилась информация, что запасы природного газа в подземных хранилищах Украины достигли рекордных 23 млрд кубометров. Об этом свидетельствовали данные Укртрансгаза за этот период. Затем с приближением отопительного сезона, цена стала неуклонно расти. В сентябре она доходила до 7 грн/куб, в концу осени - 7-8,9 грн за куб. А в декабре уже вплотную приблизилась к отметке 10 грн/куб. И это без оплаты услуг по доставке. 

В результате сразу в нескольких регионах Украины люди вышли с протестом против таких тарифов. В некоторых случаях протестующие перекрывали трассы и дороги, чтобы привлечь к себе внимание. Затем появилась информация, что региональные протесты в скором времени могут перебраться в столицу и организовать в Киеве полноценный “тарифный майдан”. 

Чтобы избежать подобного развития событий, власть вынуждена была начать действовать. В результате на недавно запущенном газовом рынке было введено госрегулирование цен. Максимальную цену для населения зафиксировали на уровне 6,99 грн/куб. Ограничения также коснулись и компаний, которые осуществляли доставку газа до потребителей. 

Выход первый: субсидирование

Само решение ограничивать стоимость газа в ручном режиме сразу подверглось критике. С одной стороны, вмешательство государства в работу рынка и прямое регулирование цен может негативно на нем сказаться в будущем. С другой - снижение цены до 6,99 за куб многие посчитали недостаточным. В стране по-прежнему остается огромное количество людей, которые не в состоянии покрывать даже эту “сниженную” стоимость. 

При этом в госбюджет на 2021 год на субсидирование услуг ЖКХ заложили существенно меньше средств, чем это было даже в прошлом году. На выплату субсидий в бюджете-2021 предусмотрено 36,6 миллиарда гривен, тогда как в прошлом году эта же статья расходов составляла 48 млрд грн. Даже после всех сокращений и пересмотров, которым эта сумма подверглась в течение года, она все равно была больше нынешней и составила 37 млрд грн. Это я даже не говорю, что в прошлом году стоимость самих коммунальных услуг была значительно ниже, чем сейчас.  

По данным Минсоцполитики, в январе 2021 года субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получили более 3,1 млн домохозяйств. В Министерстве финансов же отметили, что в 2021 году около 5 миллионов семей смогут получить субсидии. То есть количество людей, которые получать помощь от государства, не поменяется, но при этом уменьшается сам размер субсидии. 

Такое решение в конечном счете ведет к очередному росту долгов населения за потребленные услуги ЖКХ. Согласно данным Государственной службы статистики, на конец декабря 2020 года общая задолженность украинцев за коммуналку уже составила 73 млрд гривен, из которых 31,5 млрд грн - долг за поставки и распределение природного газа. 

При условиях, которые предлагаются населению государством, очевидно, что эти задолженности будут увеличиваться и дальше. Особенно, при запрете штрафовать и отключать потребителей за неуплату коммуналки, который ввел Кабмин совместно с НКРЭКУ. В этом случае пострадают поставщики комуслуг, которые будут работать себе в убыток, что вообще ставит под угрозу работоспособность всей системы ЖКХ в принципе. 

Выйти из этого клинча можно в два шага. Первый: необходимо пересмотреть бюджет на текущий год и увеличить количество средств, которые будут направлены на субсидирование населения. Таким образом, можно стабилизировать ситуацию и избежать резкого увеличения задолженности по коммуналке. Для этого к проблеме необходимо подключиться парламенту и депутатам Верховной Рады, проработать это решение и имплементировать его как можно быстрее. 

Второй шаг - это расширение категорий населения, которые могут получить субсидию. Поскольку очевидным является тот факт, что текущие тарифы на коммуналку не могут себе позволить не только самые незащищенные слои населения, но и другие категории граждан. Мировая статистика показывает, что люди начинают накапливать долги по ЖКХ, если счета за них начинают превышать 10% от их дохода. Средняя зарплата в Украине составляет приблизительно 12 тысяч гривен (в некоторых регионах - чуть больше 10 тысяч), а оплата всей коммуналки - в среднем составляет 2,3 тысячи гривен за однокомнатную квартиру (об этом сообщал министр развития общин и территорий Алексей Чернышов). 

Выходит, что в среднем украинцы должны отдать почти 20% от своей зарплаты только на оплату ЖКХ. Естественно, что многие не готовы отдавать пятую часть своих доходов, поэтому долги по коммуналке будут неуклонно накапливаться. Соответственно, сейчас есть острая необходимость в том, чтобы пересмотреть и расширить категории населения, которые имеют право на оформление субсидий.

Выход второй: Анбандлинг “Укргаздобычи”

Увеличение субсидирования, при всей необходимости, все же является временной антикризисной мерой. Решить проблему с постоянным увеличением стоимости коммунальных услуг необходимо системно. Для этого руководство страны должно пойти на ряд сложных, но важных системных решений. Они в частности касаются необходимости завершить процесс анбандлинга “Нафтогаза”. У НАК до сих пор в управлении остается дочерняя компания ДК «Укргаздобыча», которая осуществляет добычу природного газа на территории Украины. 

Объемы добычи отечественного газа, по подсчетам аналитиков, в 2020 году составили около 20,2 млрд кубометров. Из них 75% (около 15,3 млрд кубометров) приходится на долю “Укргаздобычи”, остальные 25% - на частные компании. Количества голубого топлива, добываемого госкомпанией, хватает, чтобы закрывать потребности населения и всего жилищно-коммунального комплекса.  

Но при этом, “Нафтогаз”, являясь по сути монополией, продает добытый в Украине газ украинским же потребителям по ценам европейских хабов. При этом себестоимость отечественной газодобычи намеренно скрывается. Никто из менеджеров госкомпании не называет официальных цифр. Но судя по утечкам и инсайтам, стоимость одного добытого куба газа составляет около 2,6 гривен или 3,30 - 3,50 грн/куб с учетом маржи в 30% для развития компании “УкрГазДобыча”. 

Если верить этой информации, выходит, что национальная компания продает газ населению практически с двойной наценкой. Кроме того, “Нафтогаз” использует фактически монопольный доступ к дешевому ресурсу, как козырь против конкурентов. НАК может управлять ценой по своему усмотрению и таким образом выдавливать с газового рынка других игроков. Тем самым существует угроза появления в сфере гигантского монополиста, у которого не останется конкурентов, а это очень скоро негативно скажется, в первую очередь, на потребителях. При чем сейчас все эти процессы непосредственно поддерживаются правительством Украины. 

Поэтому не удивительно, что НАК “Нафтогаз” всеми доступными способами не раскрывает этих цифр и не выводит “Укргаздобычу” из-под своего контроля. Это средство колоссального дохода и давления на рынок, которое никто из руководства компании не хочет терять. 

Однако, ситуация в стране складывается таким образом, что интересы главы “Нафтогаза” Андрея Коболева и его подчиненных должны отойти на второй план. Правительству следует найти в себе силы завершить процесс анбандлинга компании и вывести “Укргаздобычу” из-под ее управления. Особенно, если учитывать, что это одно из требований, которые было выдвинуто Украине представителями МВФ еще в позапрошлом году. 

“Укргаздобыча” таким образом сможет выйти на рынок и продавать газ населению по той стоимости, которая является объективной и честной. Без двойных наценок и оглядки на “европейские газовые хабы”. Такое решение позволит решить системные противоречия в газовой сфере, сделать ее более прозрачной и предсказуемой, а потребители смогут наконец получить справедливую цену на горючее, которое по Конституции именно им и принадлежит.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
27.07.2021
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://investgazeta.ua/

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^