Так держать! Диджитализация ОСАГО набирает обороты

Так держать! Диджитализация ОСАГО набирает обороты Фото: www.expertsystem.com Так держать! Диджитализация ОСАГО набирает обороты

Многие современные мыслители заявляют о том, что благодаря развитию новых технологий мир вокруг нас становится «прозрачным», а доверие и возможность получить информацию – основные ценности для новых поколений.

Еще несколько лет назад участники рынка ОСАГО определили информационную прозрачность и открытость работы МТСБУ, всего рынка как один из приоритетов развития отрасли. Решили, что мы не будем замалчивать сложные вопросы, не будем принимать кулуарных решений, будем активно просвещать потребителей страховых услуг.

В понятие «открытости и прозрачности» закладываются четкие бизнес-критерии:

  • Максимальная прозрачность всех внутренних процедур в МТСБУ, никакого «ручного управления»
  • Полностью автоматизированные процедуры расчета отчислений и возврата средств из фондов МТСБУ для укрепления доверия между страховщиками ОСАГО и МТСБУ
  • Открытость и доступность информации для страхователей и пострадавших в ДТП

Однако мало просто принять решение: «теперь мы будем открытыми и прозрачными», нужны инструменты, как добиться этого. С самого начала стало очевидно, что без выстраивания бизнес-процессов, поэтапной системной диджитализации работы МТСБУ и всей сферы ОСАГО не обойтись. Именно информационные технологии являются в современном мире основой прозрачности любого бизнеса.

МТСБУ как объединение страховщиков, занимающихся одним из самых больших и значимых сегментов страхования – ОСАГО, должно быть лидером и инициатором технологического развития рынка. Мы поняли, что невозможно ждать, когда перемены начнутся «сверху», сами участники рынка должны стать агентами изменений в той отрасли, где мы работаем. При этом хочу отметить важность эффективного взаимодействия с Нацкомфинуслуг как регулятором страхового рынка, которая в рамках своих полномочий поддержала инициативы в сфере диджитализации, которые появились на рынке ОСАГО. Только благодаря объединению усилий есть реальные результаты в области оптимизации бизнес-процессов, повышения уровня защиты потребителей, цифровой трансформации ОСАГО.

Страхование – отрасль, где диджитализация невозможна без ряда соответствующих изменений в законодательной и нормативной базе. Представители рынка много раз заявляли о том, что необходимы системные изменения на уровне профильного закона «Об ОСАГО», обращались с открытыми письмами к депутатам, лоббировали принятия нового законопроекта, однако он пока так и не принят Верховной Радой.

Сейчас, через несколько лет после того как рынок ОСАГО взял курс на прозрачность, открытость и диджитальную трансформацию отрасли, уже можно подвести первые итоги – что полезного сделано, какие результаты достигнуты.

  • Внедрен электронный полис ОСАГО. Именно этот проект я ставлю на первое место по важности, поскольку технология удаленной аутентификации клиента, используемая для заключения договоров онлайн, лежит в основе всей системы удаленного взаимодействия страховщика и клиента

С момента запуска работы проекта прошло почти полтора года (электронный плис начал работу в феврале 2018 г.). На данный момент заключено более 563,3 тыс. электронных договоров ОСАГО, их количество ежемесячно растет на треть, страховщики и клиенты оценили преимущества электронного полиса: скорость, удобство, безопасность.

  • Внедрение системы «электронный европротокол», которая вместе с электронным полисом создает удобный онлайн процесс взаимодействия клиента и страховщика. Уже более 2,5 тыс. украинских страхователей воспользовались электронным европротоколом. Это не так много, как могло бы быть, поскольку есть определенная нехватка навыков у автовладельцев в использовании мобильных устройств для внесения необходимых данных, и недостаточное знание страхователей про эту удобную опцию оформления ДТП. Будем работать над тем, чтобы повысить информированность украинских водителей. Внедрение онлайн сервисов проверки полисов ОСАГО, сервисов для оперативного внесения информации в ЦБД МТСБУ и др.

Эти сервисы обеспечивает безопасность и защищенность каждого страхователя ОСАГО. Многие автовладельцы уже воспринимают как само собой разумеющуюся вещь возможность проверить действительности полиса внутреннего ОСАГО или «Зеленой карты» на сайте МТСБУ. Также это важный элемент борьбы с фальшивками и формирования доверия к страхованию.

  • Внедрение системы «GreenCard online» (98% договоров международного страхования «Зеленая карта» вносятся в систему до начала действия договора и могут быть проверены пограничниками при выезде страхователя за рубеж).
  • Создание виртуального «кабинета потерпевшего». По состоянию на июнь этого года, 8 700 получателей регламентных выплат МТСБУ воспользовались сервисом и отслеживают с его помощью рассмотрение своего обращения в Бюро и ход выплатного дела.
  • Внедрение системы добровольного прямого урегулирования убытков (ПУУ): страхователь ОСАГО может получить выплату в случае ДТП не от компании виновника аварии, а то той, где он сам застрахован по ОСАГО. Многие читатели возможно удивятся – а при чем диджитализация, ведь заключение договора или процедура получения выплаты в компании-участнике системы ПУУ ничем не отличается от обычной?

Да, для страхователя «диджитальность» прямого урегулирования неочевидна. Однако для того чтобы система работала «как часы», без сбоев и не вызывала никаких нареканий ни у страховых компаний, ни у потребители страховых услуг, за ней должна стоять безупречно отлаженная автоматизация взаимодействия и взаиморасчётов между страховыми компаниями – это тоже элемент технологических инноваций в ОСАГО.

Все расчёты между страховщиками в системе прямого урегулирования полностью автоматизированы. Для примера скажу, что время проведения расчетной сессии занимает порядка 5 минут, при этом отдельной подсистемой контролируется корректность внесенных страховщиками данных, выявляются двойные обращения потерпевших, что позволяет избежать ошибок или мошенничества.

Система ПУУ работает уже два с половиной года, сейчас в нее входит 16 страховых компаний. Доля страховых требований, урегулированных в рамках системы, составляет 16% от общего количества. Всего за время работы системы урегулировано 19,4 тыс. обращений страхователей, сделано страховых выплат на сумму почти 316 млн. грн. И самое важное для потребителей страховых услуг – средний срок урегулирования убытков (получения выплаты) – 52 дня, в то время как в целом по рынку ОСАГО показатель в 1 квартале 2019 составил 88 дней.

  • Налаживание информационно-технологического взаимодействия с государственными органами.

Многие уже привыкли к тому, что сотрудники Нацполиции проверяют со своего планшета, путем запроса к базе данных (ЦБД) МТСБУ. Благодаря выстраиванию информационного взаимодействия между ЦБД и базой данных Госпогранслужбы стала возможным автоматизированная проверка наличия и подлинности страхового сертификата «Зелена карта» у каждого украинского автовладельца, выезжающего за рубеж.

Почему это так важно? Я неоднократно рассказывал, что наличие действительного страхового сертификата «Зеленая карта» при выезде за рубеж – это не только вопрос нормального функционирования системы «Зелена карта», имиджа Украины как цивилизованной европейской страны. В первую очередь – это вопрос защиты спокойствия и финансовых интересов самих украинских автовладельцев.

Почему так важно, чтобы каждый водитель, выезжающий из Украины, имел действительный сертификата «Зеленой карты», можно прочитать здесь https://investgazeta.ua/blogs/nadejsya-na-luchshee-rasschityvaj-na-khudshee-kak-vesti-sebya-v-sluchae-dtp-za-granitsej.

Меня лично, и как человека, и как профессионала, давно работающего в страховании, вдохновляет то, что за последние несколько лет сделано для технологической трансформации и диджитализации ОСАГО. Я рад, что мы с коллегами по рынку смогли сделать вещи, по-настоящему полезные и удобные для потребителей страховых услуг, двигающие рынок вперед весь рынок моторного страхования в стране.

Это только первые шаги, впереди – еще больше работы. На уровне стратегии перед нами стоят три основных задачи:

  • Повышение качества страховой услуги и уровня сервиса для страхователей
  • Повышение эффективности рентабельности работы страховщиков ОСАГО за счет снижения административных затрат
  • Усиление механизма и функций МТСБУ как саморегулирующегося объединения на рынке ОСАГО, повышение качества управления и бизнес-процессов в МТСБУ

Именно через призму этих стратегических целей мы ставим себе на ближайшее время новые задачи по диджитализации ОСАГО:

1. Выстраивание взаимодействия с Национальной полицией по организации технологического контроля с помощью видеокамер за наличием полисов ОСАГО, внедрение системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения

2. Монетизация системы льгот в ОСАГО

3. Внедрение электронных полисов международного страхования «Зеленая карта», развитие сотрудничества с Госпогранслужбой, в частности, в направлении организации сервиса заключения электронных договоров страхования в пунктах пересечения границы Украины

4. Организация информационного взаимодействия с Главным сервисным центром МВД для получения информации о зарегистрированных транспортных средствах и корректного расчёта страхового платежа. Это будут первые шаги к формированию индивидуальных тарифов на основе страховой истории каждого автовладельца.

В МТСБУ мы начинаем внедрение системы электронного документооборота, его результатом станет полная прозрачность всей работы Бюро, повышение ее скорости и эффективности, исключение различного рода ошибок, возникающих из-за человеческого фактора, рост удобства взаимодействия между страховщиками и Бюро, пострадавшими в ДТП и Бюро.

Так же будет реализован целый ряд усовершенствований работы базы данных МТСБУ и других электронных сервисов. Все это будет способствовать дальнейшей трансформации Бюро в организацию, в фокусе работы которой стоит создание качественного сервиса для страховых компаний и потребителей страховых услуг.

Читайте также:

 

Комментарии 1

Yuliia Omelko в 09.07.2019 14:36

Читала звіт McKinsey про страховку: в Європі 50% всіх продажів страховок проходять через агрегатори, а в Україні поки частка продажів всього 1%.
Як завжди ми трохи не дотягуємо до Європи( Але з хорошого: в нас є класний український агрегатор страховок https://hotline.finance.
Оформила там Зелену Карту, мені її надіслали Новою Поштою. В принципі зручно, що не треба їхати в СК, тільки ці папірці…
Коли будуть реалізовані електронні поліси Зеленої Карти? Можна розраховувати на 2020 рік?

Читала звіт McKinsey про страховку: в Європі 50% всіх продажів страховок проходять через агрегатори, а в Україні поки частка продажів всього 1%. Як завжди ми трохи не дотягуємо до Європи( Але з хорошого: в нас є класний український агрегатор страховок https://hotline.finance. Оформила там Зелену Карту, мені її надіслали Новою Поштою. В принципі зручно, що не треба їхати в СК, тільки ці папірці… Коли будуть реалізовані електронні поліси Зеленої Карти? Можна розраховувати на 2020 рік?
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
22.09.2019
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

Проверь своего бизнес-партнера

Сервис «Проверь своего бизнес-партнера» - получи информацию о компании по коду ЕГРПОУ, названию компании или фамилии руководителя.

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов
Курсы основных криптовалют

 

^