«Собачий PR»: Как «Слуга народа» сбивает рейтинги своим депутатам и чек-лист для работы над ошибками

«Собачий PR»: Как «Слуга народа» сбивает рейтинги своим депутатам и чек-лист для работы над ошибками «Собачий PR»: Как «Слуга народа» сбивает рейтинги своим депутатам и чек-лист для работы над ошибками

Последние дни лента в соцсетях только и заполнена всяческими мемами да фотожабами по теме «собака за газ». С легкой руки депутата Евгения Брагаря тема стала «вирусной» и уже превратилась в настоящий всеукраинский флешмоб. И вот что интересно – с точки зрения антикризисного PR этот «газо-собачий кризис» вообще не кризис, а грандиозный успех, который надо развивать. Предлагаю разобрать эту тему максимально непредвзято, как PR-кейс, потому что его явно разберут на шаблоны еще до следующих выборов. Это будет интересным как самим «слугам», так и всем остальным политикам, независимо от их предпочтений.

Инфоповод

Повествование выстрою в соответствии с этапами информационного кризиса и его преодоления. Начну с инфоповода – то есть с события, непосредственно давшего отсчет всей это «собачей» теме.

Народный депутат Евгений Брагарь выступил на эфире канала 112 со следующими словами:

«Если собака во дворе элитной породы, она может ее продать в любой момент и спокойно заплатить».

Такой совет он дал в прямом эфире пенсионерке Любови Павловне и псу Шарику после жалобы, что вся ее пенсия уходит на оплату коммуналки и что у нее есть сложности с получением субсидии. 

Если смотреть вне контекста, то его заявление выглядит цинично и жестко в отношении просящей помощи пожилой женщины. При этом сама мысль депутата не была крамольной – все мы знаем, что многие украинцы скрывают доходы и зарплаты ради получения субсидии, по сути грабя государство. То есть при желании ситуацию можно было повернуть как в сторону негатива, так и в сторону позитива. Но если оппоненты «Слуги народа» ситуацию использовали по максимуму, то правящая партия сделала все ради спада своего рейтинга, выставив «крайним» и дистанцируясь от своего же партийца.

Весь позитив быстро потерялся, а вот тезис «продайте собаку, чтобы заплатить за газ» разошелся по всему интернету. Даже британское BBC сделало статью на эту тему, чьи корреспонденты нашли Любовь Павловну и пообщались с псом Шариком, которого, собственно, и предложил продать депутат.

Как оказалось, Шарик ветеран придомовой охраны и долгожитель – 14-летний почти слепой дворняга до сих пор несет дозор из собственной будки около хаты пенсионерки. В этом корреспонденты сразу же убедились, если судить по фотографиям. 

Новость с таким ярким заголовком растиражировали все украинские СМИ, а в соцсетях инфоповод просто сделал фурор. Ведь что любит постить аудитория? Котиков/собачек, мемы и жалобы на власть. В этот раз все три тренда сошлись в одном, потому тема была обречена на успех. Уверен, этот шаблон еще не раз попытаются использовать отечественные политики.

Реакция

В данном контексте важна реакция четырех сегментов: массовая аудитория, оппоненты власти, партия «Слуга народа» и сам депутат, случайно запустивший флешмоб. Да, это явно было случайно, хотя на мой взгляд это большая удача. При правильном применении, конечно же.

С разгневанной массовой аудиторией и обрадованными оппонентами все ясно. Конкуренты власти быстро осознали всю заоблачную перспективность темы и максимально включили «креатив», чтобы масштабировать аудиторию. И эта аудитория в соцсетях была рада стараться – мало кто из активных пользователей FB удержался, чтобы не поделиться мемом или не высказаться по этой теме. Я тоже поделился – ведь это так весело. :-)

Наверное единственный, кто это этого не сделал – сам депутат Брагарь. А зря. За считанные дни он стал одним из самых узнаваемых депутатов от «Слуги народа», что для замглавы Комитета по свободе слова просто дар свыше. Количество «друзей» выросло с пары тысяч до пяти всего за пару дней. Последний его пост собрал 3,3 тыс. лайков и 8,1 тыс. комментариев (!!!), 153 репоста. До этой недели посты депутата набирали в лучшем случае по сотне лайков и 3-4 репоста. Прогресс очевиден.

Да, комментарии и лайки преимущественно гневные, но вот нюанс – Facebook не отмечает тональность реакций, а только их факт. Многие блогеры специально пытаются провоцировать аудиторию на гнев в комментах, потому что каждая (!) реакция аудитории влияет на ранжирование постов и самой страницы. Короче говоря, малоизвестный для широкой аудитории депутат вмиг и совершенно бесплатно стал лидером общественного мнения (ЛОМом). Пройдет пару месяцев, собачий кризис забудется, а страница в числе ЛОМов останется…

Что ему теперь надо делать? Развивать успех конечно же. И менять информационный фон. Но об этом в следующем блоке. Пока же рассмотрим реакцию партии, которая оказалась… осуждающей. Безусловно, надо было на официальном уровне заявить, что высказывание некорректное, но сама тема крайне важна.

Однако представители партии по факту либо молчали, либо полностью соглашались с оппонентами, сознательно выставляя себя и депутата Брагаря в негативном ключе, по факту «сливая» рейтинг конкурентам. Депутат, кстати, тоже практически никакой активности в соцсетях по этой теме не вел, лишь изредка давая комментарии СМИ.

Если политик/партия молчит по резонансной теме, значит вместо него будут говорить его оппоненты – это базовое правило политического PR в «Слуге народа» никак не могут освоить, раз за разом наступая на одни и те же грабли. Не думаю что это была осознанная команда из центра – просто в партии нет никого, кто целенаправленно отвечал бы за мониторинг СМИ и PR, и вся медийная активность идет самотеком, без каких-то там стратегий или планов. Но отмечу, что партия явно делает все ради помощи своим же противникам – осознанно или нет уже не важно, и рано или поздно это обрушит их рейтинги.

Антикризисные меры: упрощенный чек-лист

Что надо было сделать партийным медийщикам. Пошаговая инструкция:

1) Мониторинг.

Аналитики и специалисты по мониторингу читают новости, и видят, что приближается большая и страшная… ситуация. Негативные новости и прочие упоминания по одной теме активно тиражируются, раскручивается скандал в соцсетях. Они поднимают «красный флажок» - каким-то образом сигнализируют своему руководству о выявленных проблемах. Эта служба должна отслеживать информационное пространство в режиме онлайн и сигнализировать хотя бы в течение 1-2 часов (не дней! часов!!!) после какого-то крупного информационного прокола.

2) Срочные антикризисные меры.

Руководство направляет запрос в «центр» с информацией о ситуации и своими предложениями по разрешению скандала. Например:

Руководство направляет запрос в «центр» с информацией о ситуации и своими предложениями по разрешению скандала. Например:

  • создать собственный инфоповод в рамках информационного тренда – взять комментарий у депутата, где он объясняет свою позицию, приносит извинения и ПЕРЕКЛЮЧАЕТ тему на позитивный для себя повод. Говорит, к примеру, что купит Шарику годовой запас корма и абонемент у ветеринара, а бабушке – лично оплатит счет за газ до конца года (год только начался – она не будет против);

  • местный актив партии находит бабушку, приносит свои извинения, передает подарки от депутата и просит дать комментарий, в стиле «Брагарь, вообще-то молодец, хоть и ляпнул не подумав»;

  • снимают на смартфон бабушкино заявление с подарками, жмут лапу Шарику, и тиражируют в соцсетях это дело как позитивный инфоповод, в идеале – делают фото Евгения Брагаря с престарелым Шариком, хотя сделать это быстро сложно чисто по причине расстояний;

  • раскручивают инфоповод через дружественные СМИ и новостные агрегаторы;

  • запускают пост-кризисную активность для удержания внимания к персоне.

Все это делается в пределах 10-ти часов после поступления информации от аналитиков

3) Смена информационного тренда.

Руководство партии и медийные персоны (а лучше президент) делают заявление о том, как именно они могут помочь пенсионерам, вспоминают подзабытую тему снижения тарифов на коммуналку и помощь пенсионерам «за 80», делают селфи с собаками и тематическими хештегами в стиле #ПесГаз с тиражированием через партийный актив или, на худой конец, с ботами. Запускаются тезисы в стиле «а что делали конкуренты, когда были при власти?» (использовать эффект контрастного восприятия). Дружественные боты начинают «собачиться» с ботами оппонентов – реальные люди включаются в этот спор и забывают с чего все начиналось.

4) Пост-кризисное сопровождение.

Депутат Брагарь, после того как лично (!) встретится с бабушкой и Шариком (хотя бы по телефону переговорит с ней, получив публичное прощение) делает собственную подборку Топ-10 фотожаб по теме «собака за газ», поддерживает интерес к этой теме, транслируя уже совсем другие идеи – любые, аудитория уже будет «теплой» и с энтузиазмом воспримет что угодно.

Дивиденды

Да, комментарии на его странице и далее будут преимущественно негативными, но надо гнуть свою линию, не бояться общаться с наиболее адекватными и, главное, реальными пользователями, отстаивать свою точку зрения ни в коем случае не переходя на личности. С течением времени, если все делать правильно, то сторонников также будет все больше. Причем не только у депутата, но и у всей партии. Это особенно актуально под грядущие выборы.

Чтобы наладить контакт со СМИ, представитель профильного комитета мог бы делать ставку на тему защиты СМИ от цензуры, нападений радикалов и пр. Это был бы полный разрыв шаблона на фоне попыток Минкульта ввести прямую и ничем не прикрытую цензуру.

Идея антикризисного PR в том, чтобы и партии/депутату репутацию сохранить, и одновременно бабушке помочь. Подход Win/Win или «взаимной выгоды» должен практиковаться всеми политиками и всеми партиями, что и является признаком цивилизованного гражданского общества. Это признак политической культуры, которой у нас, как показал тот же «собачий кризис», пока явно недостает.

Выводы (неутешительные)

А теперь самое главное: партия и депутаты НИЧЕГО ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННОГО НЕ ДЕЛАЮТ. Ну то есть вообще ничего, полностью отдавая себя на растерзание конкурентам, лишь усугубляя ситуацию попытками закрыть рот СМИ административными методами или и через законы «о медиа» и «о дезинформации». Неужели во власти думают, что после таких мер украинские журналисты станут писать о них исключительно в доброжелательном ключе? Главная проблема - в нарушении коммуникации между обществом, СМИ и властью. И никакие репрессивные меры этого не изменят, а лишь усугубят. 

Складывается впечатление, что у «Слуги народа» нет никакого централизованного органа или хотя бы стратега для мониторинга информационного поля и координации пресс-служб, а понятие «антикризисный PR» им не знакомо.

Все это вдвойне удивительно, если учесть насколько слаженно информационная инфраструктура работала в период президентских и парламентских выборов. Куда все делось? Но будем откровенны – это уже проблемы самой партии. Надеюсь, что разобранный мной кейс наглядно и местами увлекательно показал, как надо себя вести чиновникам, политикам и любым украинским партиям в случае информационного кризиса. Хорошо бы и на международной арене эти же примеры применять. Да, я про историю с самолетом МАУ и Ираном, а также про Донбасс и прочие острые темы, где власть выглядит крайне неубедительной.

Надеюсь, статья написана не зря и политики с чиновниками осознают всю важность информации и коммуникации, перестанут чудить и все-таки помогут Шарику и Любови Павловне Колючей из села Аджамка, Кировоградской области. Ведь если этого не осознают в правящей партии, то это всегда смогут сделать их конкуренты... 

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
12.07.2020
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

Проверь своего бизнес-партнера

Сервис «Проверь своего бизнес-партнера» - получи информацию о компании по коду ЕГРПОУ, названию компании или фамилии руководителя.

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^