Revolut зайдет в Украину в 2020 году. А есть ли у него (и других) шансы за серьезный успех здесь?

Пару недель назад стало известно, что один из самых успешных европейских fintech-стартапов — мобильный банк Revolut — планируем зайти в Украину в 2020 году. Решение логичное, учитывая темпы развития безналичного сегмента в нашей стране и тот факт, что у нас нет ни PayPal, ни других международных fintech проектов, нацеленных на массового юзера. Возможно, за Revolut подтянется и немецкий N26. 

Все это должно вывести конкуренцию в финансовом секторе на новый уровень, а банковскую коммуникацию — сделать еще ближе и «моложе». Ключевое слово — «должно». Многие fintech-эксперты уже  успели выразить свою радость и активную позицию. Но я буду осторожнее и скажу: «Революту» и остальным придется изрядно постараться, чтобы зайти в  Украину и «выбить» аудиторию у конкурентов. И вот почему. 

Высокий уровень финансового рынка

Те, кто называют Украину «банановой республикой» и отсталой в финансовом плане страной, явно не бывали в Киеве последние 5 лет, не знают об интенсивном развитии полностью (или частично) мобильных банков и инфраструктуры. 

Сам мобильный банкинг у нас появился в одно время с США, Великобританией и остальными лидерами, и по уровню проникновения сейчас как минимум не отстает от них, а порой и находится впереди. 

Небанковские fintech-проекты также преуспели по набору несколькомиллионной аудитории за 10 лет активного развития. Основе платежные привычки — пополнение мобильного, оплата коммуналки, карточные переводы — давно переехали из касс в онлайн. Это такая очевидная история, что создание нового сервиса на эту тему не имеет смысла — настолько высоким будет порог входа. 

Мобильные банки, конечно, появились позже, чем в самых инновационных странах. В основном это связано с вопросами регулирования и серьезным финансовым кризисом в 2014 году. Однако за последнее время сфера с высоким ожиданиями «первого в свое м роде» получила такой проект, который и стал лидером благодаря качеству. Теперь другие пытаются либо «откусить» у него часть клиентов, или расширить пулл их интересов, мотивируя стать клиентом еще одного банка. 

Украинский бизнес — мастер «долгой осады»

Когда Uber заходил в Украину, многие говорили, что это «убийца Uklon». Когда заходил Taxify (ныне Bolt) — говорили то же самое. В итоге, после того, как прошел первичный хайп от появления Uber, качество сервиса у них стало падать. Uklon же, наоборот, провел серьезный апгрейд по приложению и принципам работы с водителями — и спокойно удержал позиции благодаря нескольким уникальным фишкам. 

Быстрый и громкий выход в рынок известного большого бренда — да, это красиво. Но за брендом должен стоять сервис, подтверждающий и укрепляющий его имя на практике. В рутинной операционной работе, а это не так весело, как быстро «хайпануть» в медиа и соцсетях. В итоге, большим международным стартапам пришлось считаться с украинской компанией, которая выдержала «долгую осаду» и выдержала испытание временем.

Этот пример абсолютно показательный и для транзакционного бизнеса. Мало быть на слуху. Нужно уметь слушать своего клиента и понимать специфику украинского рынка. А для международных брендов это игра на чужом поле, причем явно не из простых.

Инновации здесь изобретают или быстро внедряют

Не самый понятный тезис, основанный больше на практике. Некоторые украинские fintech-проекты научились делать многие финансовые решения сами или же удачно адаптировали успешные кейсы из Европы и США. Главная причина успеха — гибкость. Украинский финтех работает быстрее, эффективнее и порой агрессивнее, потому что «голодный». Он развивается не благодаря, а вопреки государству. Создает интересные маржинальные механики платежа, потому что другого выхода достучаться просто нет. Поэтому оплаты картой в метро в Киеве были одними из первых в мире, а функционал и дизайн украинского мобильного банка отмечал американский Forbes. 

Несомненно, приход Revolut и его аналогов в Украину — это отличный сигнал для экономики. Они соберут лояльную аудиторию среди upper middle class — и это круто. Но выход в массы для них не будет легкой прогулкой. Украинский fintech явно не будет сдаваться просто так, что делает следующие пару лет максимально интересными для всех участников.


Revolut will start working Ukraine in 2020. But does it (and others) have chances for serious success here?

A couple of weeks ago new discovered that one of the most successful European fintech startups Revolut is planning to start working Ukraine in 2020. The decision is logical, given the pace of development of the non-cash segment in our country and the fact that we don’t have PayPal or other international fintech projects aimed at mass users. Perhaps the German N26 will do the same after Revolut.

All this. perhaps, will bring competition in the financial sector to a new level, and will make banking communication even closer and «younger». The key word is «perhaps». Many fintech experts have already managed to express their joy and active position. But I will be more careful and say: Revolut and the others will have to try pretty hard to enter Ukraine and “knock out” the audience from competitors. And here’s why.

High level of financial market

Those who call Ukraine a «banana republic» and financially backward country haven’t been to Kyiv for the past 5 years, they aren’t aware of the intensive development of fully (or partially) mobile banks and POS infrastructure.

Mobile banking itself appeared at the same time as it was in the USA, Great Britain and other leaders, and now it is at least not worse comparing to them in terms of penetration — and sometimes it’s ahead.

Non-bank fintech projects have also succeeded in reaching a multi-million audience over past 10 years of active development. The basis of payment habits — payments for mobile phone and utility services, card-to-card money transfers — has long moved from cash desks to online. This is such an obvious story that creating a new service in this segment doesn’t make sense — the release threshold will be too high.

Mobile banks, of course, appeared later than ones in the most innovative countries. This is mainly due to regulatory issues and because of the serious financial crisis in 2014. However, recently the sphere with high expectations of the «first of its kind» has received such a project, which has become a leader due to it’s quality. Now others are trying to either «bite» some part of it’s customers, or expand the pool of their interests, motivating clients to become a customer of another bank.

Ukrainian business is the master of the «long siege»

When Uber entered Ukraine, many said it was an «Uklon killer». When Taxify came (now Bolt) — they said the same thing. As a result, after the primary hype from the Uber’s release passed, the quality of it’s service is started getting worse. Uklon, on the contrary, did a serious upgrade of the application and the working principles with drivers — and maintained its position thanks to several unique tools.

A quick and loud entry into the market of a famous large brand — yes, it’s beautiful. But a brand should have a service that confirms and strengthens its name in practice. In routine operational work, and this is not so much fun as quick hype thing in the media and social networks. As a result, large international startups had to reckon with the Ukrainian company, which withstood the «long siege» and passed the test of time.

This example is absolutely indicative for a transactional business. It’s not enough to be heard. You need to be able to listen to your customer and understand the specifics of the Ukrainian market. And for international brands, this is not a game on their own field, and obviously not an easy one.

Innovations are invented or quickly adapted here

Not the most understandable thesis, mostly based on practice. Some Ukrainian fintech projects have learned how to make many financial decisions themselves or have successfully adapted a useful cases from Europe and USA. The main reason for success is flexibility. Ukrainian fintech is faster, more efficient and sometimes more aggressive, because it’s «hungry». It doesn’t develop themself thanks to, but contrary to the state efforts. It creates interesting marginal payment mechanics, because there is simply no other way out. Therefore, payments by card in Kyiv subway were among the first in the world, and Forbes in USA noted the functionality and design of the Ukrainian mobile bank.

Undoubtedly, the release of Revolut and its analogues in Ukraine is an excellent signal for the economy. They will gather a loyal audience among the upper middle class — and that's cool. But reaching the masses  won’t be an easy walk for them. Ukrainian fintech obviously won’t give up just like that, which makes the next couple of years as interesting as possible for all participants.

Читайте также:

Comment for this post has been locked by admin.
 

Комментарии

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^