RAB-тариф: Как будут работать украинские энергосети по новой методике

С 1 января 2021 года украинские компании-операторы электросетей перешли на новую методику работы, утвержденную госрегулятором в августе прошлого года. Изменения связаны с внедрением так называемого RAB-регулирования и необходимостью модернизировать отечественные сети. Как именно устроен механизм нового начисления тарифа за распределение электроэнергии и почему переход к этой модели стал необходим именно сейчас?

70-80% украинских электросетей отработали свой срок службы

Проблематика, с которой сталкивается энергетическая сфера в Украине, мало чем отличается по своему контексту с другими промышленными сферами. Это, в первую очередь, изношенность инфраструктуры. Большинство электросетей были построены в 60-х и 70-х годах прошлого столетия. Учитывая, что срок их службы составляет около 40 лет, становится понятно, что проблема эта уже перезрела и требует срочного решения. По разным данным, сейчас от 70 до 80 процентов всех электросетей требует замены и модернизации.

Год от года растет количество аварий, связанных с состоянием сетей. Только в 2019 году их было более 156 тысяч по стране. В 2020 году одним из ярких примеров, характеризующих состояние энергосети стала авария на киевской ТЭЦ-5, в результате которой 7500 домов и несколько станций метро остались без света. Причиной, как позже выяснилось, стало замыкание в старом масляном выключателе 1982 года выпуска.

Уже в этом 2021 году мы стали свидетелями аварии на Запорожской ТЭС, где произошло замыкание на подстанции, в результате чего целый город оказался без электричества. Благо, сработала система защиты и более крупной аварии удалось избежать. В течение суток энергоснабжение было возобновлено. Ирония заключается в том, что без энергии оказался именно Энергодар. Этот факт как нельзя лучше характеризует общее состояние сетей в Украине сегодня.

Все это естественным образом влияет на потребителя. Ведь именно в его доме замолкают все электроприборы (иногда даже выходят из строя!), а в дополнение часто прекращается подача воды и тепла. Учитывая факторы, о которых сказано выше, все ближе становятся перспективы не только контролируемых веерных отключений, но и опасность тотального блэкаута целых городов и регионов. И это уже не шутки, поскольку такое явление несет огромные убытки государствам. Недавний пример блэкаута произошел в Индонезии в 2019 году. Целый остров Ява остался без света и если на бытовом уровне эта проблема решается свечками и фонариками, то в рамках региона – это огромная проблема. Остановился общественный транспорт, пропали все виды связи и интернет. От отключения электричества пострадало более 120 млн человек.

Крупнейшим блэкаутом в истории считается инцидент, который произошел в Индии в 2012 году. Тогда без света осталось практически половина населения страны − около 700 млн человек. Посреди маршрутов остановилось более 300 поездов, сотни шахтеров не смогли подняться на поверхность из-за неработающих электрических лифтов, были ощутимые проблемы со связью и работой городских служб. Такие последствия неизбежны при серьезной перегрузке сети и ее изношенности.

Кроме угроз возникновения новых масштабных аварий, вторая проблема изношенности электросетей − колоссальные потери электричества. Устаревшее оборудование значительно уступает в эффективности современным аналогам. Около 70% трансформаторов нуждаются в замене. Некоторые из них работают с середины 50-х годов, то есть уже около 70 лет. Изношенное и устаревшее оборудования подстанций ведет к низкой экономической эффективности сетей. Для сравнения, потери в электросетях в Европе составляют менее 10% (в среднем около 7%), даже в соседней Молдове этот показатель находится на уровне 8-9%. В Украине этот показатель составляет 14-15% и он постепенно увеличивается. Другими словами, около 15% всего электричества просто теряется в сетях и уходит «в воздух».  

RAB-регулирование может помочь избежать коллапса энергосистемы

Единственный выход из сложившейся ситуации − массовая модернизация сетей. Но здесь мы упираемся в огромные инвестиции, в которых нуждается отрасль. По разным оценкам на модернизацию необходимо выделить около 12,5 млрд долларов. Эта сумма денег позволит нам выйти на уровень, сопоставимый с нашими соседями − Польшей и Румынией.

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) до недавнего времени пыталась решить эти проблемы за счет так называемой инвестпрограммы. Однако, выделяемых на нее средств хватало разве что на латание дыр в энергосистеме и поддержания ее жизнеспособности. На большую модернизацию предсказуемо денег не хватало. Кроме того, сам механизм формирования тарифа на распределение электроэнергии мало стимулировал операторов системы распределения (ОСР) обновлять свои сети. Он формировался по системе “Cost+”. Работало это по схожему принципу составления бюджета министерств: ОСР прописывал все свои затраты, необходимые для жизнедеятельности компании и подавал их регулятору. Тот в свою очередь их анализировал, оптимизировал, утверждал, добавлял к этому 1% доходности компании и таким образом формировал тариф для потребителей.

Сегодня Украина находится в ситуации, где изношенность инфраструктуры распределения в разы превышает износ систем распределения в европейских государствах. К тому же Украина сейчас является лидером по количеству потерь в сети. Внедрение стимулирующего тарифообразования должно обеспечить, в частности, привлечение масштабных инвестиций, ощутимое развитие регионов без государственной поддержки, прозрачный механизм тарифообразования. Однако, это неизбежно приведет к значительному увеличению конечной цены (тарифа) на электроэнергию, поскольку стоимость распределения электроэнергии составляет всего 15-20% в общей структуре цены.

Очевидно, что такая доходность мало стимулирует акционеров этих предприятий инвестировать в развитие энергосистемы. Поэтому здесь эту функцию должна была выполнить инвестпрограмма, которой, как сказано выше, хватало лишь на точечные обновления и капитальные ремонты.

В 2021 году НКРЕКП приняла решение ввести формулу тарифа, который бы стимулировал ОСР модернизировать свои сети. Он основывается не на тратах компании, а на ее активах. То есть, все активы компании делятся на «старые» и «новые». Старые − это инфраструктура, которая существовала до 2021 года. Новые, соответственно − это те активы, которые появились с начала этого года. Называется это – «регуляторная база активов» (Regulatory Asset Base) или RAB-регулирование.

Регулятор предлагает компаниям-операторам (облэнерго) доходную часть в 3% на старые активы и 16,74% – на новую. Соответственно, такой подход должен стимулировать ОСР вкладывать средства в постоянное обновление своей инфраструктуры.

При этом, по мнению директора энергетических программ Центра Разумкова Владимира Омельченко, внедрение RAB-регулирования позволит привлечь на порядок больше инвестиций, а также существенно отразится на уровне надежности энергосистемы Украины.

«Речь о миллиардах долларов до 2030 года. Это позволит создать рабочие места не только на предприятиях распределительных сетей, но и на заводах производителей оборудования. Но главное – улучшится энергоснабжение, показатель SAIDI, который характеризует качество энергоснабжения, сейчас Украина на последнем месте по этому показателю, а при внедрении RAB выйдет на средний уровень. Это позволит удешевить подключение к энергосетям, что важно инвесторам», − подчеркнул Омельченко в своем комментарии для delo.ua в июне прошлого года.

Эта методика используется в европейских странах, и она показала себя достаточно эффективной. Так Великобритании за 15 лет после введения RAB-тарифа удалось в два раза сократить расходы ОСР, а Румыния уменьшила изношенность своих электросетей с 75% до 48%.

По планам НКРЭКУ, за следующие почти 10 лет подобный подход должен значительно улучшить качество услуг для потребителей. Например, должна снизиться средняя продолжительность перерывов в поставках электроэнергии для каждого потребителя (SAIDI) с 466 до 150 минут в городах и с 960 до 300 минут в сельской местности. На данный момент этот показатель в Украине − один из худших в Европе. Кроме того, за первый регуляторный период, который продлится 3 года, на 1% должны уменьшиться потери энергии в сетях.

Тариф вырастет, но это неизбежно

Главным камнем преткновения и поводом для критики идеи внедрения RAB-тарифа является как раз перспектива повышение тарифа для потребителей. Активно обсуждается месседж, что таким образом выигрывают только компании-операторы, которые получат больше прибыли за счет повышения тарифа.

В действительности дела обстоят не совсем так. Во-первых, компании-операторы по-прежнему не имеют отношения к установлению тарифа. Эта функция закреплена за регулятором. Именно НКРЭКУ будет оценивать все активы ОСР, устанавливать доходность предприятия и на этом формировать уже тариф для потребителей согласно соответствующей методике.

В ней будут учитываться данные о стоимости активов ОСР до применения коэффициентов изношенности и амортизации, данные по средней изношенности активов ОСР и общего коэффициента нагрузки и оптимизации активов, а также данные длины линий по уровням напряжения, общего количества и мощности подстанций высокого и низкого напряжения с указанием средних показателей стоимости воспроизводства этих активов, физического износа и коэффициента оптимизации для каждой такой группы активов.

Единственная функция облэнерго в этой сфере − увеличение инвестирования на модернизацию, чтобы таким образом повышать свою доходность. При этом регулятор выполняет все контролирующие функции. НКРЭКУ следит за обновлением инфраструктуры, фиксирует затраты на инвестиции и применяет санкции к тем компаниям, которые не выполняют установленные правила. В частности, регулятор может в принудительном порядке перевести ОСР обратно на тариф «Cost+».

Второй момент, о котором также не стоит забывать: многим ОСР для выполнения модернизационных работ придется обращаться к банкам и брать у них кредиты под эти задачи. Соответственно, появится необходимость выплачивать проценты по этим кредитам, которые практически соответствуют уровню доходности, обещанному регулятором. Таким образом, некоторые компании, модернизируя свою электросеть, будут выходить фактически в ноль.

Также необходимо отметить, что RAB-тарифы не были инициативой самих операторов. Этого также требуют от нас и европейские партнеры. Переход на RAB-регулирование одно из требования для Украины, прописанных в договоре об Ассоциации с Европейским союзом. Поэтому украинские компании вынуждены переходить на европейские стандарты и практики работы в этой сфере.

Тем не менее уже сейчас можно говорить о том, что полный возврат к старой методике по схеме «Cost+» в этой сфере уже быть не может. Отечественные электросети с каждым годом становятся все менее эффективны и даже опасны. Приток свежих инвестиций и модернизация способны дать сфере новый импульс и в перспективе ближайших десяти лет изменить траекторию движения отрасли. В конечном счете, это принесет пользу конечному потребителю, который будет получать качественную услугу.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
28.03.2024

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^