15 способов убить свой бизнес ещё на старте

15 способов убить свой бизнес ещё на старте

В силу моего рода деятельности я часто общаюсь с бизнесменами, которых одолевают разные, в основном большие, проблемы. И, каждый раз, когда я общаюсь с одним из них, и слышу:

Слушай, у меня такой необычный случай, — мне хочется временами зевать. Потому что я могу без запинки перечислить три десятка стандартных проблем владельцев компании и на каждую из них есть пять или больше эффективных решений.

Большая часть этих проблем зародилась ещё на старте бизнеса. Давайте посмотрим на то, как предприимчивый человек, чаще всего молодой, может своими руками выкопать могилу своему детищу ещё в первые дни после рождения.

  1. Взять в бизнес партнёра одного или нескольких. Нет, сама по себе идея партнёров в бизнесе – она не плохая, если партнёры умные, состоятельные, порядочные, эффективные. Беда только в том, что таких крайне мало. Правда, я могу перечислить всего с десяток компаний, которые начинали несколько человек и счастливо их продолжают через несколько лет. В основном – с партнёрами проблемы. Особенно, когда нет письменных договорённостей (а их почти никогда нет).
  2. С партнёрами не договорились о том, как будут расходиться, если кто-то кого-то не устраивает. И начинаются временами бандитско-ментовские разборки.
  3. С партнёрами не договорились о том, кто старший. Вроде-как решения принимаются коллегиально. А опытные управленцы знают, что одна голова – хорошо, а две – некрасиво. Никогда группа не будет умнее одного человека. И в результате руководство предприятия тормозит в принятии важных решений и постепенно (или быстрее) его выкидывает с рынка.
  4. С партнёрами не договорились о том, как, когда и сколько начисляются учредительские. И один приходит, забирает из кассы всё, что есть, а у другого – совесть не позволяет так сделать.
  5. С партнёрами не договорились – кто за что отвечает. В результате все делают всё, и везде бардак и хаос.
  6. С партнёрами не обсудили – кто сколько работает. Временами вижу картину, когда один учредитель всегда на работе по 10-12 часов, а второй появляется только тогда, когда деньги заканчиваются. Деньги делят поровну, они же партнёры!
  7. Партнёры —родственники. И ладно, если это такой родственник, который за тебя порвёт на лоскутки любого. Но чаще это такая амёба, которая сама по жизни не способна себя обеспечить, и прилепилась к мощному и пробивному, и теперь пьёт потихоньку, или сильно, кровь и портит жизнь, ежедневно рассказывая ему, какие он неправильные управленческие решения принимает, и вообще случайно в бизнесе, а вот эта самая амёба бы руководила просто идеально. Очень, слишком часто я такое вижу. И если вдруг руководитель прогнётся и отдаст бразды правления, то тут предприятию и конец. А если не прогнётся, то будет конец ему, потому что подавление постоянно будет присутствовать, оно приводит к нервным срывам, болезням, запоям, несчастным случаям.
  8. Бизнес-идея нежизнеспособна. Регулярно вижу на разных семинарах для начинающих предпринимателей, например, дизайнеров. Которые поставили цель — стать самым крутым дизайнерским агентством в городе. И они отчаянно пыхтят, пытаясь хоть что-то сделать по этому поводу. Ау? Ничего, что в городе по данным поисковых сайтов уже ПЯТЬ тысяч супердизайнеров? Как ты собираешься пробиться через них? Есть такие рынки, где конкуренция и так зашкаливает, уже и наценка в 3-5%, и отсрочки платежа на 90 дней. Куда ещё? Зачем лезть в это море крови, в котором уже сидят клиенты-акулы и ждут очередного простачка, чтобы выкачать из него все ресурсы, отбросить хладное тельце неудачного предпринимателя и пойти к следующей жертве.
  9. Бизнес может жить только «всерую». Контрабандные товары, когда надо «решать вопросы» с чиновниками, чтобы товар в принципе попадал на склад компании. И такой предприниматель всегда «под ударом». Поменялся начальник — и начинаются наезды и гонения. Нужно давать взятки – а это уголовное преступление, на минуточку.
  10. Работа с госзаказами. Ладно, если просто компания эффективно работает, и поэтому выигрывает тендер за счёт своего соответствия. Но чаще то не поэтому. А почему? Та-дам. Откаты. Откатишки. Откатищи. Временами мне так жалуются и прямо воют руководители предприятий — о Господи, Александр, мы отдаём 30%. На что жить? Так и хочется повторить слова Папанова: «Тебе посодють, а ты не воруй». Зачем залезать в сферу, где ты без отката не сможешь работать? Если ты такой умный — попробуй заработать деньги честно.
  11. Работа через взятку. Недавно мне даже попался на глаза один тренинг о том, как правильно предлагать чиновникам взятку. Например, чтобы получить разрешение высотный дом построить. Иначе, мол, — никак. Ребята, мы что — в средневековье каком-то? Ты своего ребёнка ведь учишь – надо быть честным, так? Надо жить по закону, так? А сам? И тоже, самое — если ты умный, то попробуй работать честно. Ну, не строй ты многоэтажки. Строй коттеджные посёлки со школой, садиком, широкими улицами, грамотными парковками, правильными развязками. Чтобы люди там жили в удобстве и комфорте — их сейчас сильно не хватает. И главное, эта фраза, которой оправдывают все эти нечестности: «Мне надо людей кормить». Ух ты! Оказывается сотрудники просят тебя нарушать законы?
  12. Работа с наличными. Чтобы не показывать обороты, чтобы налоги не платить. Всё здорово и замечательно до некоторых пор. А потом к тебе домой приходят однажды вечером хмурые сотрудники из прокуратуры и мало не покажется. Часто вижу бизнесменов, у которых такой грустный и немного затравленный взгляд. «Я не смогу столько налогов платить, я обанкрочусь» — говорят мне они. Ну, тут или меняй финансовую систему – наценку подними, эффективности добавь, или уходи с этого рынка. Если ты достаточно умный и способный бизнесмен докажи это, попробуй заработать себе на хлеб с маслом честно.
  13. Все процессы замкнуть на себя. На начальном этапе это кажется неплохой идеей — так быстрее, и вроде бы всё под контролем. Но по мере роста бизнеса количество единиц информации увеличивается в геометрической прогрессии. И я вижу руководителя, который обложится пятью телефонами. И за 15 минут нашего, так сказать, разговора, каждый из них позвонил по три раза. Этот руководитель очень похож на секретаря. Ему как-раз таки секретаря и не хватает. И толкового зама. И хоть какой-то структуры, чтобы люди сами отвечали за свои участки работы. А не управлялись в ручном режиме, как фигурки на шахматной доске. Ладно, если сотрудников три или пять. Но когда их двадцать, пятьдесят, тогда как?
  14. Доверить важную сферу бизнеса (а какая из них неважная?) сотруднику и не контролировать. А дальше начинается, как в детском садике — как же так, я думал, что он, а оно вот как…. Проворовался, завалил дело, ничего вообще не делал, транжира, развёл хаос и беспорядок, подводит клиентов, других сотрудников — от недостатка контроля.
  15. Не контролировать финансы. Я имею в виду — не вообще оборот. А все показатели. Например, наценку. Время от времени мне попадаются руководители компаний, у которых клиентов на полгода вперёд, но при этом они концы с концами еле сводят. Так неправильно. Слишком низкая наценка приводит к тому, что фирма сама себя проедает, хотя спокойно могли бы её поднять.

Или, несмотря на высокую наценку, в компании всё равно плохо с деньгами — тут я бы посмотрел на расходы. Часто сотрудники тратят средства компании — лишь бы потратить. Особенно, если на предприятии внедрено бюджетирование. Расходы мы запланировали и деньги «освоили», а вот с доходами не всегда складывается.

Я уж не говорю про банальное воровство. Если каждый сотрудник может принести в кассу бумажку с базара, по недомыслию называемую счётом, и получить по ней деньги — о-о-о, какой это простор для «творчества» сотрудников.

Ну или закупка товаров с отсрочкой платежа. Это вообще песня. Ваш поставщик подкупает «откатом» вашего закупщика, отгружает вам на 15 лет бесперебойной работы упаковки, а счёт закупщик приносит только тогда, когда товар уже на складе. При чём может даже не сам принести, он уже уволился. Приносит секретарь. И цены в счёте вас удивят.

И такие глупые ситуации встречаются сплошь и рядом в компаниях.

Вот неполный перечень тех ситуаций, которые могут убить любой бизнес ещё на старте. Поэтому, друзья мои, желаю Вам, если вдруг Вы нашли какой-то пункт у себя исправить его как можно быстрее и лететь к процветанию!

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированы? Войти на сайт
Гость
21.05.2019
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Поддержать блогерскую платформу Investgazeta

 

Кнопка пожервовать - изображение

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

Проверь своего бизнес-партнера

Сервис «Проверь своего бизнес-партнера» - получи информацию о компании по коду ЕГРПОУ, названию компании или фамилии руководителя.

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов
Курсы основных криптовалют

 

^