Выделенное

Путин "разгадал" Байдена: итоги виртуального рандеву для Украины и что такое "угроза как инструмент"

Уже второй день Украина и весь мир обсуждают итоги онлайн-переговоров Владимира Путина и Джо Байдена. Оценки как всегда полярные, между «зрадой» и «перемогой». Но истина, традиционно, где-то посредине. Главных итогов, пожалуй, два: во-первых – они договорились «продолжать диалог» и во-вторых – это дает Украине ценное время. Впрочем, ситуация намного сложнее и у меня накопилось 5 более глобальных выводов по этой встрече, которые и предлагаю обдумать вместе с аудиторией.

Контекст: Путин все успешнее манипулирует Западом

Надо отметить, что главной темой переговоров была отнюдь не война, а лишь «угроза войны». Разница вроде бы небольшая, но принципиальная – в первом случае реальная результатом может быть деэскалация, а во втором лишь блеф и видимость уступок.

Чтобы понять мою логику, предлагаю ответить на простой вопрос: общался ли Байден с Путиным если бы не было этого кризиса и угрозы? Нет, не общался бы. Кремль уже полгода просил о встрече или хотя бы звонке, требовал внимания, истерил (в лице Лаврова), и в конце концов пошел «с козырей» - создал «кризис угрозы». Ведь иначе с Кремлем в Вашингтоне никто бы не говорил – напомню, стороны даже дипломатов постепенно и синхронно отзывают.

Также предлагаю посмотреть в ретроспективе как этот «инструмент» Кремль использовал ранее. Например, ситуацию с Крымом – Запад и тот же Байден (при Обаме) призывали руководство Украины в лице Турчинова «не провоцировать» войну с Россией и не воевать за Крым. В ответ обещали «разрушительные для РФ санкции». Учитывая обстоятельства, это была дипломатическая победа РФ т.к. Крым они захватили без единого выстрела и при этом сохранили стратегический экспорт газа и нефти в Европу.

Далее, «Минские соглашения» стали результатом не только военного поражения на Донбассе в результате вмешательства российских войск, но и очередного использования «инструмента угроз» - примите или будет полномасштабное вторжение. Запад и тот же Байден надавили на Украину, в лице Порошенко, для принятия этих явно невыгодных стране соглашений.

«Инструмент угроз» существует как бы сам по себе и непосредственно с вторжением не связан. Это тот формат взаимодействия РФ с Западом, который работает. Отмечу, единственный на данный момент инструмент, который работает. Потому что угрозы работают только пока они новые и внезапные, а значит ставки надо каждый раз повышать.

Это дает преимущества тактические, сиюминутные, но вредит стратегическим отношениям, что мы и видим сегодня – Кремлю все сложнее что-либо доказывать Западу и получать что-либо взамен. Даже немцы и французы стали осторожнее.

При этом «инструмент угроз» лишь косвенно влияет на реальную угрозу интервенции – РФ годами стягивает войска к нашим границам, модернизирует ударные части, развивает инфраструктуру и пр. Это как было, так и остается. Атаковать «в лоб» Украину было бы огромной ошибкой Путина, что у него понимают и потому провоцируют энергетический, экономический, миграционный, политический и прочие бесчисленные кризисы в Украине и у ее границ.

Задача – ослабить нашу страну и, в идеале, спровоцировать какой-нибудь майдан, революцию, переворот или хотя бы массовые беспорядки в регионах Юго-Востока. То есть создать повод и удобные условия раскола для вмешательства. Когда противник готов и мобилизован, Россия атаковать вряд ли решится – ведь их потери обещают быть огромными, как военные так и экономические. 

Вывод первый: договорились договариваться

И вот теперь, разобравшись с контекстом и разницей между войной и угрозой войны, можно перейти непосредственно к итогам переговоров Байден-Путин, который я оформил в виде Топ-5 выводов.

Вывод первый – они ожидаемо договорились договариваться. Стороны пока очень осторожно комментируют итоги встречи, но очевидно, что ничего революционно-прорывного не случилось. По словам Путина, который просто светился от радости на пресс-конференции в Сочи (еще бы, «инструмент угроз» опять сработал и с ним поговорили!), будет создана некая «новая структура» для улучшения коммуникации между РФ и США/НАТО.

В каком виде это будет Путин не сообщил т.к. идея еще «не оформлена». Как я и написал выше – «договорились договариваться». Эту тактику я бы назвал «нога в дверях», когда оставляют некую тему, пусть и неприятную для собеседника, из-за которой коммуникация будет вынужденно продолжаться. Россия это использует для внутренней аудитории, чтобы показать электорату как Москва заставила прогнуться Запад. Раз экономических побед нет, то остаются только такие.

Вывод второй и третий: Байден не признал «красные линии», а Путин не отказался от подготовки к вторжению

Вывод второй – Байден не дал Путину никаких гарантий или «юридического закрепления» российских «красных линий», чего так жаждал Кремль. Но судя по искренней радости Владимира Владимировича, на полный успех он и не рассчитывал. Он уже заставил себя выслушать, что является PR-победой. При этом прямо скажем, эти переговоры вообще никак не повлияли на украинские перспективы вступления в НАТО – Киев туда и ранее никто особо не приглашал.  

Вывод третий – поскольку ни одна из сторон не получила желаемого, то разрешение кризиса будет отложено на потом. Кризис этот как опухоль или, скорее, как волдырь, который вздувается и рано или поздно взорвется болезненными для всех последствиями.

Впрочем, Украине эта отсрочка на руку т.к. мы со временем развиваем свою обороноспособность. И хотя до паритета с РФ далеко, разница эта с каждым годом сокращается. Угроза колоссальных потерь и риск «нового Афганистана» с перспективой поражения, а не западных санкций это единственный «предохранитель» от любых войн. Хочешь мира, готовься к войне (с).

Это все возможно, конечно, при условии поступательного развития Украины, ее экономики и вооруженных сил – без революций, внутренних кризисов и прочих провалов, которые тот же Кремль всеми силами будет провоцировать, а украинские политики с непозволительным энтузиазмом использовать в своих целях. Однако это уже совсем другая история.

Вывод четвертый: кнуты против пряников

Далее – демократы убрали поправки в бюджет США о санкциях против Северного потока-2 и госдолга РФ. Также Белый Дом пошел на уступки по возвращению российских дипломатов в США (и американских в РФ).

Взамен на эти уступки Кремль слегка ослабил тональность своих заявлений по Украине, выразился за возможность переговоров по Донбассу (в ТКГ и в «Нормандском формате» на уровне министров), начал вывозить «белорусских мигрантов», пошел на уступки в иранском вопросе (а вы думали на кону только Украина?) и т.д. Однако это еще не «большая сделка», а лишь сигналы к тому, что дальше повышать ставки стороны не готовы. Пока не готовы.

Интересно также то, что Кремль уже не отклоняет возможность участия США в «Нормандском формате». Вернее не так – еще утром следующего за переговорами дня в Москве заявляли, что это не они, а «Берлин и Париж против», но ближе к вечеру оказалось, что Берлин и Париж уже не против и участие США можно обсуждать. Переобулись прямо в воздухе. Примечательно, что сами немцы и французы загадочно молчат, очевидно не стремясь испортить отношения ни с Вашингтоном, ни с Кремлем. 

Американцы и Запад в целом, впрочем, также повышают уровень угроз и усиливают свою переговорную позицию. Довольно топорно и предсказуемо, без новизны. Про отключение РФ от SWIFT мы слышим уже давно. Хотя сейчас эта угроза как никогда реальна в случае обострения. Ее не вводили т.к. это самому же Западу даст огромные убытки. Но, видимо, там решили что эти убытки лучше, чем прямая война с РФ.

Как и санкции против российских олигархов и чиновников, которые, по заявлениям из Вашингтона, согласованы с ЕС – это может показаться незначительным, но ситуация меняется если вспомнить, что обе дочери Путина живут в ЕС – в Германии и Нидерландах, дочь Пескова – в США, сын Медведева тоже в США. И это только верхушка. Почти весь капитал и самое ценное имущество у них за рубежом. Как и у украинской верхушки, кстати.

Но переоценивать инструмент санкций также не стоит, ведь возрождение империи/СССР в виде некоего «капиталистического монархо-коммунистического союза» в качестве исторического наследия для Путина важнее любых денег – тем более чужих.

Просто отметим, что санкции эти хоть и не уровня Северной Кореи, но уже очень близки. Вопрос лишь в том, будут они охватывать энергетику или нет т.к. сначала об этом говорили, но потом американцы (надо полагать после уговоров Германии), риторику сменили. Но даже то, что объявлено будет для РФ ощутимым.

Российская экономика по своей сути «долларовая» и блокировка всех транзакций в этой валюте, а может еще и в евро, ввергнет РФ в «новый 1991-й». Если даже несущественные «противокрымские» санкции привели экономику РФ к застою и рецессии, то более крупный пакет выглядит как серьезный козырь.

В этом уже «читается» стиль Байдена – любой «пряник» сопровождать угрозой «кнута». Эффективность его дипломатии заключается в правильном понимании угроз, которые будут действительно опасными для оппонента. И вот тут беда – с оценкой страхов оппонента у Байдена пока не всегда складывается, в отличие от того же Путина, чьи манипуляции всегда попадают в цель.

Вывод пятый: украинцы могут на 100% рассчитывать лишь на собственные силы

Вывод пятый – самое, пожалуй, главное заявление по итогам встречи было о том, что США и НАТО не будут воевать за Украину, но будут помогать финансово и оружием. США продолжат в 2022 году поставки в Украину вооружений и прочей помощи на 300 млн долл. Если учесть, что весь оборонный бюджет страны около 5 млрд долл., то эта помощь весьма заметная, хотя и не решающая в вопросе обороны страны.

Следом идут кредитные линии от Британии и других стран, которые почему-то называют это «помощь», а не «просто бизнес». Ведь эти кредиты Украина сможет потратить лишь на закупку вооружений и товаров у этих же стран – а потом еще и выплатить этот долг с процентами. Однако, учитывая обстоятельства, это лучше чем ничего. Ведь у страны нет не только современных вооружений, но и денег на них – кредиты пока единственный выход.

Мы получили немного времени и немного кредитных средств. Скорее всего эта передышка не будет длительной – вполне вероятно к марту новое обострение в формате «инструмента угроз». Просто потому, что газовые хранилища в Европе опустеют, а холода еще не уйдут и зависимость Европы от РФ будет максимальной – когда идти с козырей, если не весной? К этому стоит быть готовыми.

А поскольку логика требует повышения ставок, то готовиться надо ко всему – буквально. Путин продолжит «стресс-тест» Запада, используя Украину и как только поймет, что ему за агрессию ничего не будет кроме «ужасных персональных санкций», то усилит военные провокации. Параллельно будет давление на Украину с целью спровоцировать беспорядки и политический кризис, а также военные провокации на Донбассе (а может и на границе с Беларусью).

Потому что Путину для военной авантюры нужны три условия: безнаказанность («гарантии безопасности» от НАТО в случае нападения на Украину и он их уже получил, как и скорее всего получит гарантии безопасности для транзита газа), слабость Украины (в идеале майдан со сменой власти) и повод – как и в случае с Грузией, Кремль будет всеми способами провоцировать ВСУ на прямую агрессию.

Украине же нужна сдержанность во всем и хотя бы видимость стабильности, ведь время сейчас работает на нас – мы становимся с каждым годом сильнее. А самое страшное, чего боится российская верхушка, что уровень благосостояния украинцев превысит российские показатели. Украинец, который богаче и успешнее россиянина это ночной кошмар Путина, ведь тогда россияне начнут задумываться: «А может майдан был не зря и надо его повторить в России?».

Отмечу, минимальная зарплата у нас уже давно выше чем в РФ и средний уровень работающих людей также постоянно повышается, оставляя не у дел лишь украинских пенсионеров – главной путинской аудитории, которую украинская власть откровенно «кинула». Это если говорить о пенсионерах-минимальщиках – привилегированные пенсионеры у нас живут красиво. Пенсии заметно повышают почему-то лишь тем, у кого они и без того высокие, провоцируя у широких масс зависть и ощущение несправедливости, что очень легко использовать на выборах. Однако это уже тема для другой статьи.

Что дальше?

Украина, увы, сейчас главный плацдарм для противостояния «Нового Тройственного союза» с Западом, но при этом далеко не единственный. Нам и руководству нашей страны необходимо оценивать ситуацию комплексно и хотя бы пытаться просчитывать ситуацию на пару лет вперед, а не жить одним днем, тратя все ресурсы на «тушение старых пожары».

Логика применения «инструмента угроз» заставляет Россию постоянно повышать ставки. Важно также, что аналогичным образом сейчас действуют Китай (Тайвань и воды близ Японии) и Иран (в Ираке и Йемене). Я не верю в случайности, значит эта активность, направленная против Запада, заранее оговорена и согласована.

Нам в этих условиях критически важно перенять инициатив, найти свои аргументы и инструменты в геополитике. Мы все еще одно из крупнейших государств Европы и эти инструменты у нас найдутся, если хорошо поискать. Ситуация, когда о нас говорят без нас является приговором нашему суверенитету, но важно, что сейчас нашим партнерам и оппонентам это делать сложнее, чем в 2014 или 2015 году. Прогресс слабый, но он есть.

Виртуальное рандеву Байдена и Путина все это лишь подкрепляет. Оно не стало революционным, но дало нам время. Необходимо продолжать работу с партнерами, чтобы они нам выбивали это время и далее. А мы тем временем работали над своим развитием, а не только над идиотическими политическими инициативами, провоцирующими раскол в обществе – такое ощущение, что власть, что оппозиция, только и думают над тем, как бы посильнее опозориться и расколоть общество.

Биржевые индексы после падения уже начали проявлять признаки оптимизма – как в Украине, так и в РФ. Так что сохраняем хладнокровие и готовимся к развитию ситуации ближе к весне.

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
29.03.2024

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^