От «ковидного» падения до медленного восстановления: О значимых кейсах глобального Fintech в 3-м квартале 2020-го

От «ковидного» падения до медленного восстановления: О значимых кейсах глобального Fintech в 3-м квартале 2020-го От «ковидного» падения до медленного восстановления: О значимых кейсах глобального Fintech в 3-м квартале 2020-го

Международная аналитическая платформа “CB Insights” опубликовала отчет о состоянии мирового Fintech в 3-м квартале текущего года. Эксперты констатировали, что сфера в отчетном периоде «приходила в себя», но все же этого недостаточно, чтобы достичь «доковидных» показателей. Хоть объемы финансирования Fintech-стартапов в формате мега-раундов (свыше 100 миллионов долларов) и выросли по сравнению с предыдущим кварталом на 60 %, общее количество сделок 451 снизилось на 24 %. В то же время, истинное положение дел в глобальном Fintech преимущественно проявляется в секторальных трендах, которые и предлагаю раскрыть. 

Главных направлений – восемь. Это – платежи, банковское дело, альтернативное кредитование, управление благосостоянием, страхование, капитальные рынки, поддержка малого и среднего бизнеса и, наконец, недвижимость. Следует отметить, что на мировом Fintech-рынке работают 70 «единорогов» общей стоимостью в 248 млрд долл. – довольно-таки внушительная цифра. В этой статье предлагаю вкратце рассмотреть положение дел в первых трех сегментах – платежах, банках и кредитовании.

Платежи или Payments

Объемы привлеченных в сектор средств очень медленно, но все-таки увеличиваются: так, в 3-м квартале 2020 было проведено 109 сделок на сумму 3,959 млрд долл. (2-й квартал продемонстрировал почти идентичные показатели: 104 сделки, 3,792 млрд долл.);

Основные тенденции: инфраструктура платежей в реальном времени – главный приоритет в условиях пандемии для правительств, центробанков, бизнеса и потребителей. Covid-19 ускорил переход от наличных расчетов к бесконтактным и цифровым платежам. Стартапы по созданию цифровой платежной среды для бизнеса фокусировались в 3-м квартале 2020 г. на создании инфраструктуры, ускоряющей платежи B2B;

Пример: глобальная платежная B2B онлайн-платформа “Veem” (Сан-Франциско, США), помогающая бизнесу отправлять и получать средства, -- в 3-м кв. 2020 привлекла финансирование в 31 млн. долл. серии D.  (венчурные инвесторы: Kleiner Perkins, “Google Ventures”, “Truist Ventures Revenue”). Модель дохода стартапа: “Veem” взымает фиксированную плату за трансакцию, отправляя, или получая платежи, при этом предоставляет компаниям бесплатные счета;

Пример: стартап “Melio”  (США), разработчик платежной системы для B2B (бизнес-трансферы, платежные карты) привлек инвестиции серии “C” в 80 млн долл. Инвесторы: “Bessemer Venture Partners”, “Accel, General Catalyst”, “Coatue Management Revenue”. “Melio” взымает 2,9 % комиссии за трансакции по картам, также предлагает кредитную схему отсрочки платежа и бонусы за трансакции;

Пример: нидерландский стартап “Mollie” (оценивается в 1 млрд долл.) провел мега-раунд и привлек финансирование серии “B” в 106 млн долл. Венчурный инвестор – компания  “TCV”. “Mollie” – провайдер платежных услуг, создает платежные продукты, сервисы и API, позволяющие принимать онлайн и мобильные платежи;

Еще один значимый кейс на уровне мега-раунда: уругвайская компания “D-local” привлекла от корпорации “General Atlantic” фондирование в размере 200 млн долл. “D-local” – это глобальная платежная платформа, услугами которой пользуется бизнес в Латинской Америке, а также -- на развивающихся рынках в ряде стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока и Северной Африки.

Банковское дело или Banking 

Финансирование стартапов, работающих в банковской сфере, незначительно увеличивается 3-й квартал подряд, несмотря на пандемию. Здесь, на мой взгляд, тоже проявляется тренд перехода в cashless, связанный с распространением COVID-19. В 3-м квартале 2020 в этом сегменте было совершено 58 сделок на сумму 2,427 млрд долл. Небольшая разница с предыдущим кварталом – 55 сделок, 2,255 млрд долл. Главные тренды: весьма выразительные результаты по привлечению финансирования банков-челленджеров с Латинской Америки.

Также следует отметить, что несмотря на проблемы с монетизацией, необанки в 3-м квартале с. г. показывают устойчивый рост пользователей – в среднем + 2 млн за год (самые успешные здесь американские кейсы – “Chime” (10 млн пользователей), “Acorns” (8 млн) и “DAVE” (97 млн). В то же время, финансовые технологии потребительского банкинга в США уходят от предложений монопродукта до расширения продуктовой линейки – от мобильного банкинга до торговли акциями и инвестиций в криптовалюту;

Пример: бразильский диджитал-банк “Neon” провел в 3-м квартале 2020 мега-раунд в 300 млн долл. от венчурных инвесторов “Vulcan Capital”, “General Atlantic”, “BlackRock” и “Endeavor User”. “Neon” увеличил количество активных пользователей с 2 млн в 4 квартале 2019 г. до 9 млн в 3 кв. 2020. Банк-челленджер был основан в 2016 г. – с тех пор он расширил свою продуктовую линейку с исключительно банковских операций для физлиц до предложения инвестиционных продуктов (акции, крипта, пенсионное накопление) и кредитования МС

Пример: новый банк-челленджер “C6 bank” (Бразилия) привлек фондирование в 96 млн долл. от компании “N/A”. Банк был основан в 2018 г. бывшим СЕО банка “BTG Portugal”, при этом -- увеличил количество клиентов с 2019 г. (когда начал операционную деятельность) до 2,5 млн. Привлеченный “C6 bank” капитал будет использован для увеличения кредитного портфеля и клиентской базы;

Еще один кейс: мексиканский необанк “Oyster.” привлек посевное (seed) финансирование в 14 млн долл. от венчурных инвесторов “Monashees+”, ”Ulu Ventures”, “Redpoint e.ventures” и “FJ Labs User”.  “Oyster.” открывает бизнес-счета за 24-72 часов – по сравнению с процессом от традиционных операторов, который может длиться до 6 месяцев. Кстати, несмотря на то, что бизнес-показатели необанка не разглашаются, в “Oyster.” говорят о максимальном росте объемов финансирования за последние несколько лет в 500 %.

Альтернативное кредитование или Alternative Lending 

Количество сделок по результатам 3-го квартала 2020 г. показало рост в 42 % по сравнению с 1-ым кв. 2020. В отчетном квартале зафиксировано 71 сделку в объеме 1,798 млрд долл. Несмотря на то, что перспективы долгосрочного кредитования по модели «купи сейчас, заплати позже» становятся все более неясными, Fintech-стартапы в 3-м квартале 2020 г. активно выпускали кредитные продукты для электронной торговли, рост которой был вызван пандемией;

Пример: американский стартап “Square” добавил пиринговый (peer-to-peer) сервис в свое приложение “Cash App”, что дает пользователям доступ к краткосрочным займам. “Cash App” предлагает кредиты от 20 до 200 долл. с фиксированной комиссией 5 % до 4 недель;

Пример: платежный гигант “PayPal” ввел в продуктовую линейку кредитную рассрочку “Pay in 4.” Сервис предлагает потребителям опцию оплаты за покупки в четыре платежа с минимальной комиссией. Сумма 6-недельного займа – от 30 до 600 долл.;

 Филиппинский лидер мобильных платежей “Grab” внедрил новый продукт «покупай сейчас, плати позже». Сервис позволяет клиентам разбить оплату за товар, или услугу на несколько платежей и на приемлемый для них срок. При этом рассрочка – беспроцентная. Покупатель также может отсрочить очередной платеж, перенеся его на следующей месяц, или на более отдаленную дату;

Еще один тренд 3-го квартала 2020: глобальные ритейлеры и гиганты электронной коммерции активно сотрудничали с финансовыми компаниями и Fintech-стартапами, которые предоставляют платежные и кредитные сервисы. Пример такого партнерства: “Amazon” начал реализовывать совместный проект с “Citigroup”, одним из крупнейших финансовых конгломератов мира.

Такая кооперация дает возможность покупателям, держателям кредитных карт “Citibank”, оформлять длительные рассрочки на крупные покупки в сети транснационального ритейлера. Рассрочка начинается с приобретения стоимостью по крайней мере в 100 долларов, при этом комиссия – минимальная;

Одна из крупнейших и старейших сетей розничной торговли в США “Macys”, в контексте партнерства, покрывает платежную комиссию по картам шведского банка “Klarna”, предоставляющего финансовые услуги в Интернете.

Таким образом, гигант американского ритейла планирует увеличить объемы онлайн-продаж товаров. Это выглядит вполне логичным, учитывая тот факт, что количество пользователей “Klarna” на первую половину 2020 г. выросло в 6 раз по сравнению с 2019 г. Также нельзя не отметить партнерский проект канадской “Shopify” с “Affirm”.

Сотрудничество позволяет покупателям рассрочить платежи за приобретения на “Shopify” в формате «покупай сейчас, плати позже» -- в США. Компания “Affirm” заявила, что предложение модели “pay-over-time” по результатам 3-го квартала 2020 привело к увеличению среднего чека заказов и объемов продаж на “Shopify”. В целом, партнерство предназначено для того, чтобы помочь продавцам маркетплейса развивать свой бизнес, подключая их к новым клиентам.

Таким образом, основная тенденция в банковско-финансовых сегментах Fintech в 3-м квартале 2020 г.: пандемия COVID-19 усилила переход потребителей и бизнеса в cashless и в цифровые трансакции, – это, в свою очередь, дало мощный импульс развитию платежных платформ и продуктов, кредитных сервисов, расширению продуктовых линеек банков-челленджеров, и соответственно, ускоренной разработке программного обеспечения для платежной инфраструктуры. 

В следующем материале предлагаю рассмотреть новации 3-го квартала 2020 г., на которых сфокусировался отчет “CB Insights”, в таких сегментах, как управление благосостоянием, страхование, капитальные рынки, недвижимость, а также – поддержка малого и среднего бизнеса.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
27.07.2021
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://investgazeta.ua/

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^