Об особенности выдачи лицензий на предоставление финуслуг в Украине

В разные периоды в Украине возникали разные вопросы относительно лицензирования хозяйственной деятельности. Бывали времена, когда получить лицензию в стране было практически не возможно. Поэтому, когда три года назад Верховная Рада приняла Закон о лицензировании хозяйственной деятельности, который регулирует выдачу всех лицензий – от лицензии на извоз такси до лицензии на предоставление финансовых услуг, то финансовый рынок воспринял это позитивно. Ведь, документ не только регламентировал процедуру выдачи, но и делал получение лицензии более удобным и быстрым.

Так, если раньше рассмотрение пакета документов, поданного финансовым учреждением в Нацкомфинуслуг, и получение лицензии занимало 30 дней, то, согласно новому Закону, это время сократилось до 10 дней. При этом все замечания к предоставленному на выдачу лицензии пакету документов должны быть выданы сразу.

Ведь как было раньше?

Пакет документов финансового учреждения Нацкомфинпослуг должна была рассмотреть в течении 30 дней. После чего, на 31 или 32 день компания могла получить ответ, в котором указывалось, что в одном из первых документов в пакете есть такая-то ошибка. Компания эту ошибку исправляла и снова отправляла документы регулятору. Но тут, оказывалось, что у Нацкомфинпослуг есть еще одно замечание, а потом еще одно. В итоге, пакет документов на выдачу лицензии мог рассматриваться регулятором месяцами.

Почему, еще раз повторюсь, когда приняли Закон о лицензировании хозяйственной деятельности, рынок финансовых услуг буквально аплодировал ему стоя.

Конечно, новому составу Нацкомфинуслуг пришлось непросто, ведь перелицензировать нужно было более 2 тыс. финансовых учреждений, многие из которых имели по несколько лицензий. Более того, если раньше на финансовом рынке компании получали всего четыре вида лицензий, то, после принятия Закона, их стало 12.

Но, регулятор с этим справился. На протяжении 2017 года финансовым учреждениям было выдано 2 181 лицензию - в 7,4 раза больше, чем в 2016 году. Объем средств, которые поступили в местные бюджеты за выдачу лицензий составил 3,6 млн грн - в 8,6 разу больше, чем в 2016 году.

Тем не менее, прошло время, и сам рынок, и регулятор увидели некоторые недоработки в Законе. Например, серьезные финансовые учреждения, которые работают на финансовом рынке много лет и, безусловно, дорожат своим профессиональным именем, понимают, что за 10 дней никакой регулятор не может тщательно изучить пакет документов, которые подаются финансовыми компаниями, тщательно их проверить и принять решение о выдачи лицензии.

Более того, Закон о лицензировании не предусматривает специфику небанковского финансового рынка. Ведь, наверное, не зря НКЦБФР и НБУ, выдавая лицензии своим участникам, не подпадают под действие этого Закона.

Речь, в частности, идет об отсутствии в Законе нормы, предусматривающей приостановление деятельности лицензии, а также ее возврата.

Также еще один немаловажный вопрос, который, по мнению членов ОФУ, нужно решить пакетом – это регистрация финансовых учреждений и выдача лицензий на их деятельность.

На сегодняшний день законодательно предусмотрено, что сначала создается юрлицо, которое вносится в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГР), а затем в Государственный реестр финучреждений. После чего финучреждение получает лицензии на определенные виды деятельности. Но, по нашему мнению, три дублирующих шага – излишние. Имеет смысл, рассматривать вопросы о внесении компании в реестры и выдачу лицензий на заявленные виды деятельности одновременно.

Почему?

Потому что пакеты документов, которые подаются при этом в Нацкомфинуслуг, практически одинаковые. Поэтому было бы логично рассматривать эти вопросы в комплексе. Это, с одной стороны, сократило бы объем работ Нацкомфинуслуг, а, с другой, дало бы ей возможность более тщательно подходить к вопросу оценки поданных финучреждением документов.

Напомню, что в начале этого года Министерство экономического развития и торговли разработало и представило на рассмотрение общественности проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности», в котором попыталось учесть упомянутые мной недостатки действующего Закона и предложить пути их исправления.

И мы, конечно же, поддерживаем эти изменения, несмотря на то, что это не инициатива финансового рынка, а инициатива Нацкомфинпослуг. Поскольку это один из не частых, но достаточно показательных положительных профессиональных моментов, когда рынок согласен с регулятором относительно важных вопросов его деятельности. Мы понимаем, какие риски несет в себе действующий Закон, и поддерживаем изменения, которые позволят усовершенствовать ситуацию на рынке небанковских финансовых услуг с получением лицензий.

Читайте также:

Comment for this post has been locked by admin.
 

Комментарии

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^