Наш ответ Баффетту: почему offline ритейл жив и будет жить? (Часть 2)
Первая часть
Ритейл прощается и уходит онлайн?
За прошлый год обороты онлайн-торговли выросли на 50% и составили 8% от товарооборота США. Да, в сети продают очень много, но намного меньше того, что продается в офлайне. $3 трлн. 20 млрд. покупатели оставили в магазинах, а на онлайн-покупки приходится $224 млрд. Цифра сама по себе серьезная, но значительно меньше того, что продается офлайн. Причем, $129 из $224 млрд. — это покупки, которые потребители выбрали в офлайне, а купили онлайн; $82 млрд. — товары, которые купили онлайн, а забрали в магазине. То есть, 55% онлайн-покупателей все равно используют офлайн-локацию для того, чтобы выбрать или завершить свою покупку. Меньше 50% покупателей узнают о продукте в магазине, львиная доля — 72 % — тестирует продукт в магазине и, не смотря на удобные американские сервисы для онлайн-покупок, 60% покупателей продолжают платить непосредственно в офлайн-магазине, смотря в честные глаза продавца. Также, 50% американцев предпочитают самостоятельно забирать свои онлайн-заказы.
Бич онлайна — это постоянно растущие расходы, одной из основных причин которых является возврат покупок. Около 30% продуктов, купленных онлайн, возвращаются. Это безумные расходы и огромный вызов для онлайн-ритейла. Посмотрите на пятерку крупных онлайн-продавцов — Amazon, Bonobos, Warby Parker, Microsoft, Athleta, — все они в период с 2013 по 2016 год удвоили, даже утроили физические локации. Поэтому говорить о том, что онлайн вытесняет офлайн, нелепо. Секрет успеха ритейла не в переходе в онлайн, а в качественном сочетании преимуществ всех каналов продаж, которые предоставляют покупателю максимум выбора и удобства.
Наперегонки с Минском: перенасыщение рынка торговой недвижимости Киева неминуемо?
В Киеве безумными темпами строится торговая недвижимость, которая, конечно(!), никому не нужна. Хотя, почему-то это происходит не только в Киеве. Вместе с ритейлом растут рынки торговой недвижимости: так, в 2016 году в Шанхае было введено более 1 млн. м.кв., в Москве – более 400 м.кв., тогда как в Киеве всего 171 тыс. м.кв., что лишь немногим больше чем на менее развитом рынке Минска.
В 2016 году мы совершили национальный рекорд — было введено максимальное за всю историю независимой Украины количество метров квадратных площадей. Но в том же Минске было введено практически такое же количество площадей в 2016 году. Особой проблемы не наблюдается.
Но, судя по всему, в столице назревает проблема посерьезнее — в Киеве в этом году планируется ввести 440 тыс.м.кв. торговых площадей (без учета ТРЦ “Южный”). Зачем нам эти цифры? Посмотрите, где Киев находится в рейтинге — он плетется в хвосте европейских столиц, грустно смотря в затылок тому же Минску.* Для того, чтобы догнать хотя бы Минск по насыщенности торговыми площадями, нужно ввести в эксплуатации еще, как минимум, 272 тыс.м.кв.
Затерянный миллион торговых площадей: будущее ритейла за торговыми гигантами
Торговые центры меняются. Современные ТРЦ кардинально отличаются от того, что строилось раньше. Киевляне сегодня ходят в Sky Mall, Dream Town, Lavina Mall, Ocean Plaza или “Проспект”, но ни одного из этих ТРЦ не существовало в 2008 году, когда в Киеве уже было более 1 млн. м.кв.торговых площадей. Кто они — эти торговые объекты, которых сейчас совершенно не видно на радаре потребителя?
Сегодня торговые объекты,которые претендуют на большой товарооборот, — это крупные торговые центры. Fast fashion, affordable fashion, развлечение, огромное количество общепита — все это требует больших площадей. Если собрать этот “джентельменский набор” в одном торговом центре, исходя из текущего предложения, потребуется площадь более 100 тыс. м.кв. Эта цифра уже давно подтверждена соседними рынками. Самый лучший торговый центры Австрии — SCS ( 173 тыс. м.кв.), самый лучший ТРЦ Польши — Arkadia (267 тыс. м.кв.), Лондон — Westfield Stratford (177 тыс. м.кв.), ОАЭ —Dubai Mall (53 тыс. м.кв.), Турция — Mall of Istambul (156 тыс. м.кв.). Популярность этих ТРЦ — это не столько дань девелоперам или локации, сколько дань изменившемуся потребительскому предпочтению. У современного потребителя мало времени, и он хочет купить все, что его интересует в одном месте, не тратя время на передвижение.
Новые блоги
Популярные темы:
Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:
Курсы валют
Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США | |
ЕВРО | |
Фунт стерлингов |
Комментарии