Мифы и правда об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев («автогражданке»)

Мифы и правда об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев («автогражданке»)

ОСАГО (обязательное страхование автогражданской ответственности) в силу своей обязательности и большого количества автотранспорта на дорогах нашей страны – один из самых распространенных страховых продуктов. Ежегодно договора ОСАГО в Украине заключают более 7 млн. автовладельцев.

При этом, несмотря на массовость ОСАГО, большую разъяснительную работу, которую ведут страховщики и МТСБУ, даже среди «продвинутых» автовладельцев существует масса мифов об ОСАГО. Эти мифы мешают самим же автовладельцам получать надежную страховую защиту и отстаивать свои права в тех случаях, где это необходимо.

Миф 1. «Полис ОСАГО – это защита для других водителей, а не для меня»

Мне кажется, что в современной европейской стране, которой является Украина, недостойно занимать позицию «если я стану виновником ДТП, это не мои проблемы, а пострадавшего». Не говоря уже о том, что такое убеждение ложно и не соответствует реальности.

В случае, если у вас нет полиса ОСАГО, а вы стали виновником ДТП – ситуация окажется проблемой не только для пострадавшей стороны, но и вашей финансовой «головной болью». МТСБУ выплачивает пострадавшим за виновников ДТП, у которых нет полиса ОСАГО, но после – обязательно предъявляет виновнику регрессное требование, и он вынужден будет компенсировать всю сумму причиненного ущерба плюс затраты на экспертизы, суды и пр. А если денег у виновника нет, накладывается взыскание на его имущество.

Если же вы сами попадете в ДТП, где виновник, например, скроется в места аварии, или у него не будет полиса ОСАГО, или он будет льготником – вы не останетесь без страховой защиты, МТСБУ сделает выплату в полном размере и своевременно (в случае, если виновник скрылся с места ДТП, выплата будет произведена только за ущерб жизни и здоровью). Но выплата будет произведена исключительно в том случае, если у вас, пострадавшего в ДТП, будет действующий полис ОСАГО. Так что полис ОСАГО защищает и финансовые интересы пострадавшего.

Миф 2. «Страховщики не платят пострадавшим»

Часто таким утверждением прикрывается нежелание заключать договор ОСАГО или желание купить самый дешевый полис у сомнительного продавца, не задумываясь о надежности страховой компании, где ты страхуешься.

Утверждение про то, что страховщики не платят по ОСАГО – самый настоящий миф. Убедительнее всего цифры: только за первое полугодие этого года страховщики выплатили по ОСАГО больше 1 млрд. грн. Сделано более 68 000 выплат. За это же время на дорогах страны произошло 68 700 ДТП.

МТСБУ сделало в первом полугодии 2018 г. регламентных выплат (выплат за незастрахованных и льготников) на сумму более 72 млн. грн., а также более 8,1 млн. грн. выплат из фондов Бюро сделано за компании, которые прекратили работу на рынке ОСАГО (в рамках их средств, которые оставались в гарантийном фонде Бюро).

Миф 3. «Страховщики очень долго платят, затягивают выплаты как могут»

Реальность: средний срок урегулирования страховых случаев в ОСАГО по итогам второго квартала – 89 дней. Более 62% страховых случаев урегулируется в этот срок, соответствующий требованиям законодательства. Компании, которые работают в рамках системы прямого урегулирования, делают выплаты быстрее – в срок до 54 дней.

Было бы неправдой утверждать, что на украинском рынке нет случаев нарушения сроков выплат страхового возмещения страховыми компаниями. Однако все случаи жалоб на долгое урегулирование детально разбираются и по каждому принимается конкретное решение, приводящее к выплате. Совсем свежая новость: Нацкомфинуслуг утвердила нормативный документ, согласно которому, если страховщик осуществляет выплаты в срок более 60 дней с момента ДТП и у него таких дел более 60 %, то он делает в фонды МТСБУ большие отчисления, чем те компании, кто укладывается в этот срок. Этот финансовый механизм будет стимулировать страховые компании к пересмотру и улучшению бизнес-процессов урегулирования убытков и как следствие - более быстрому осуществлению выплат.

Я не устаю обращать внимание автовладельцев на то, что они имеет возможность выбрать для себя надежную компанию. На украинском рынке достаточно профессионально работающих страховщиков, которые выполняют обязательства в сроки, даже более краткие, чем предусмотрено законодательством. Информация о сроках выплат каждой компании – открытая, она есть на сайте МТСБУ, каждый может с ней ознакомиться, и выбрать того страховщика, качество урегулирования которого не вызывает сомнений.

Безусловно, в вопросе сроков выплат нам есть что улучшать. В новой редакции закона об ОСАГО также прописано ужесточение требований к страховщикам в части сроков урегулирования и штрафных санкций за их нарушение. К сожалению, несколько недель назад ВР не смогла принять этот законопроект. Но он настолько важен для повышения уровня защиты страхователей, что мы, невзирая на трудности, продолжаем работу над тем, чтобы он был принят.

Миф 4. «Страховщики плохо работают, на них много жалоб»

На самом деле, за 2 кв. этого года на работу страховщиков ОСАГО в МТСБУ поступило 316 жалоб. Много это или мало? Скажем так – это 0,5 % от общего количества сделанных выплат.

Вряд ли эту цифру можно расценивать как показатель того, что рынок плохо работает. Тем более, что в это количество включены как обоснованные жалобы (имеющие реальные причины), так и необоснованные, вызванные невнимательностью или недостаточной финансовой грамотностью страхователя.

В целом, за последние несколько лет мы наблюдаем устойчивую тенденцию к снижению количества жалоб, с 2014 года их количество сократилось более чем в 2 раза. С ужесточением требований к срокам выплаты страхового возмещения уйдет причина для основной части жалоб, так как жалуются страхователи в основном, именно на затягивание сроков выплат.

Миф 5. «Полис ОСАГО очень дорогой»

Цена полиса ОСАГО – болезненная тема. С одной стороны, экономическая ситуация в стране ставит многих украинцев перед необходимостью жесткой экономии. С другой стороны, надо понимать, что размер страховой премии должен давать возможность предоставить страхователю качественную и надежную страховую защиту. Учитывая то, что частота ДТП и средние суммы выплат из-за цен запчастей и ремонтных работ неуклонно растут, при нынешних тарифах для многих страховщиков ОСАГО – убыточный продукт.

Средняя цена полиса ОСАГО в Украине – чуть больше 550 грн. (около 17 евро), что меньше  стоимости одной канистры бензина (20 л). В большинстве стран Восточной и Центральной Европы цена полиса составляет 90-450 евро.

Надо отдавать себе отчет, что содержание автомобиля – в принципе достаточно затратная статья расходов в семейном бюджете. И ОСАГО занимает в нем очень незначительную часть. Один из крупнейших украинских страховщиков сделал простой расчет. Есть так называемая формула «стоимости владения» автомобилем, куда входят расходы на бензин, техобслуживание, замену резины, оплату стоянки и парковки, страхование автомобиля. Так вот, цена полиса ОСАГО составляет всего один (!) процент от стоимости «владения автомобилем».

Задача рынка ОСАГО – не сделать полисы «как можно дешевле», а дать страхователям (автовладельцам) такую защиту и сервис, чтобы цена полиса ощущалась оправданной и обоснованной.

Миф 6. «Выплаты зачастую не хватает на полный ремонт автомобиля»

Это к сожалению, во многом не миф. Однако то, что это происходит по вине страховщиков, которые «просто не хотят заплатить всю сумму» – вот это миф. По нормам действующего законодательства, выплата делается за вычетом франшизы и с учетом износа автомобиля. Кроме того, есть лимит (граничная сумма выплат) выплат: 100 000 за ущерб «железу» и 200 000 грн. за ущерб жизни и здоровью каждого потерпевшего.

Поэтому, когда страховщик выплачивает вам сумму, которая не компенсирует полностью стоимость ремонта автомобиля – это большой износ вашего автомобиля и несовершенство законодательства, и это необходимо менять, но не вина страховщика.

Напомню еще раз, что все эти нормы – выплаты без учета франшизы и износа, многократное повышение лимита выплат – заложены в новую редакцию закона об ОСАГО. И мы будем бороться, чтобы она была принята.

Миф 7. «Страховщики думают только о себе, как бы побольше заработать на клиентах»

Это самый настоящий миф, слышать который добросовестным страховщикам ОСАГО очень обидно.

За последние 2 года на рынке ОСАГО по инициативе МТСБУ и страховых компаний появились такие удобные для клиента сервисы, как электронный полис и электронный европротокол, заработала система прямого урегулирования. Все это – инициатива страховщиков, разработано и внедрено за средства страховых компаний, и поверьте, это достаточно серьезные инвестиции. При этом тарифы на ОСАГО не поднимались с 2012 года Так что если добросовестные страховщики и хотят заработать – то это не «деньги любой ценой», а через инвестиции в сервис - воспитание клиентской лояльности и получение новых довольных клиентов.

Самое лучшее средство развенчания мифов – информация. МТСБУ делает все возможное, чтобы автовладельцы не испытывали дефицита в полезной информации, которая помогает выбрать надежную компанию, получить выплату, защитить свои права. Несколько очень полезных ссылок:

Графический информер с показателями качества работы страховщиков ОСАГО «светофор» 

Подробные ежеквартальные показатели работы страховых компаний 

Часто задаваемые вопросы по ОСАГО

Читайте также:

Поддержать блогерскую платформу Investgazeta

 

Кнопка пожервовать - изображение

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

Проверь своего бизнес-партнера

Сервис «Проверь своего бизнес-партнера» - получи информацию о компании по коду ЕГРПОУ, названию компании или фамилии руководителя.

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов
Курсы основных криптовалют

 

^