Коронавирус экономики: Кто заработает на панике и не пора ли покупать топорик?

Коронавирус экономики: Кто заработает на панике и не пора ли покупать топорик? Коронавирус экономики: Кто заработает на панике и не пора ли покупать топорик?

«Карантин. Пандемия. Паника», - только и звучит в новостях. Из АТБ тянется вереница перепуганных людей с блоками туалетной бумаги подмышкой и макаронами в руках. Падают гривна, нефтяные котировки и настроение. Виной всему – коронавирус из Уханя. Которого в Украине пока вроде бы нет, но зато есть страх.

Есть такой афоризм, что «кризис – это время возможностей». И действительно, пока одни несут туалетную бумагу и убытки, другие потирают руки в предвкушении прибыли.

Мировые тренды

Интересно влияние вируса на отрасли, которые вполне естественным путем и без каких-либо махинаций могут стать выгодополучателями кризиса. Это вынесенные в подзаголовок интернет-магазины, службы доставки еды и удаленные сервисы, вроде Netflix.

Также, скорее всего, вырастет доля безналичных платежей, ведь наличка, по утверждению врачей, входит в топ самых грязных вещей. Неожиданно может вырасти спрос на «дикий» туризм – речь про палатки на природе, а не про какое-нибудь варварское непотребство. Просто потому, что других развлечений вне дома может и не оказаться…

Все больше компаний переводят сотрудников на удаленку, а сами люди все реже посещают общественные места и общественный транспорт. Уже есть первые данные по Италии, которые эту тенденцию подтверждают. В Китае же сами власти почти все заблокировали – даже выход из дома в Ухане был строго по часам.

За границей больше всего просела сфера туризма, развлечений и ресторанного бизнеса – более чем на 20% за неделю только в Италии. Но после первого шока, посидев неделю взаперти, рядовые итальянцы поняли, что карантин это, вообще-то, очень скучно. И голодно, если не ходить в супермаркет.

Они начали активнее заказывать еду и разные товары на дом в онлайн-магазинах, а до работы добираться на велосипедах просто потому, что вирус очень не любит ветер, свежий воздух и солнечный свет. Офлайн-развелечения сменились онлайн-кинотеатрами, а личное общение все больше переходит в сеть – раздолье для мессенджеров и соцсетей.

Аналогичные ожидания есть и по американскому рынку. Штаты, напомню, сейчас переживают то же самое, что и итальянцы неделей ранее. О том, чего ожидает бизнес в США можно почитать в Forbes.

Украинские реалии

В Украине есть пока только один подтвержденный случай коронавируса (пока писал подтвердили еще пару), но по части паники мы едва ли не впереди планеты всей. Как вы думаете, что делали наши «уханьцы» в обсервации под Полтавой? Правильно, активно юзали соцсети, Ютуб и прочие онлайн-сервисы. Если бы они жили дома, а не на казенных харчах, то и доставку еды заказывали бы наверняка. И платили бы, скорее всего, по безналу – деньги ведь переносят вирус. Работать смогли бы также, как это продемонстрировала министр образования Скалецкая – удаленно. Правда, ее после этого уволили.

Отдых за пределами дома – разве что только на природе, где поменьше людей и побольше свежего воздуха. Иммунитет это едва ли не единственное на сегодня действенное средство против вируса – вакцины ведь нету. А чтобы поднять иммунитет надо заниматься спортом – и не в спортзалах, где куча народу, а все на той же природе.

Как видим, один единственный пока реальный прецедент с украинским карантином показал, кто у нас в стране будет зарабатывать, если ограничения охватят всю страну. То есть все те же мировые тренды будут актуальны и у нас – мир все глубже переходит в онлайн. Отечественный бизнес постепенно осознает новые реалии и уже готовится.

Так, по рынку доставки еды оперативно сработали журналисты AIN.UA. Они опросили службы доставки еды, такие как Glovo, Raketa, Uber Eats, Menu.ua. Если кратко, то к росту доставок готовятся все, а некоторые еще и о безопасности сотрудников задумываются, как на той же «Новой почте». Оперативные данные предоставили только в Raketa, где сообщили о росте выручки на 20% за время карантина.

«Новая почта» обязала всех своих «полевых» сотрудников носить медицинские маски и пользоваться дезинфекторами, а офисных сотрудников перевела на удаленную работу из дома. Также они будут просить клиентов расплачиваться картами, а не грязной наличкой. Собственно, вот пост Владимира Поперешнюка, где он расписывает особый режим в компании:

Я как представитель СМИ связался с менеджментом – они пока подсчитывают статистику и не готовы говорить о росте или падении перевозок. Слишком мало времени прошло с момента введения карантина, а объемы перевозок у них колоссальные. Но раз оборудуют свои пункты, значит явно готовятся всерьез. «Розетка» и прочие глобальные интернет-ритейлеры также пока не готовы говорить о цифрах, хотя их данные были бы очень интересными. Значит эту тенденцию надо проверять на менее крупных онлайн-магазинах.

Для экспресс-анализа взял вот эти данные с RAU.UA. Просто потому, что там есть четкая динамика и цифры – есть что сравнивать. Впрочем, данные удалось получить только у Veliki.com.ua. Магазин вообще не имеет офлайн-инфраструктуры – все в онлайне, что и интересно в период карантина. Он достаточно крупный, чтобы быть релевантным по своему сегменту, но не такой огромный как та же «Розетка». То есть менеджмент может оперировать актуальными данными практически в режиме онлайн, и эти данные будут вполне репрезентативными по своему сегменту.

Так вот, со слов владельца, с которым я связался – продажи-то растут. Показатели выручки «Великов» сейчас выше в 1,8 раза, чем за аналогичный период 2019-го. Вопрос только в том – это еще влияние теплой погоды или уже паника от коронавируса? Сегодня отличить одно от другого трудно – данных все-таки недостаточно. Но благодаря информации с RAU.UA мы видим, что положительная динамика все-таки ускоряется.

Вывод по сегменту: мы не знаем сколько именно процентов выручки прибавил карантин к выручке магазина из примера, но то что он что-то прибавил - это почти наверняка. Возможно по итогам марта подтвердится динамика сервиса Raketa +20% и по всему сегменту электронной коммерции. Тогда это уже можно будет называть украинской "онлайн-революцией". Ждем данных от других магазинов. В целом по сегменту - эта «тихая гавань» точно устоит в период карантина, пока офлайновые отрасли будут считать убытки. Интересно будет посмотреть на структуру продаж Veliki.com.ua по итогам марта – если в лидеры выбьются туристические топорики, то народ явно готовится к зомби-апокалипсису, а не обычному карантину…

Кстати о безналичных платежах – НБУ буквально перед написанием мной этой статьи распространил призыв переходить на безнал. Якобы под видом защиты от коронавируса, который могут переносить грязные банкноты. Все мы понимаем что это очередная атака на теневой и серый бизнес. Я бы рассматривал эту инициативу в паре с принуждением малого бизнеса к платежным терминалам. Впрочем, это уже совсем другая история.

Выводы общие

Прогнозы дело неблагодарное – особенно в Украине. Но очевидно, что тренд на электронную коммерцию, удаленную работу и здоровый образ жизни вдали от толпы станет еще сильнее. Точнее – тренд станет самым сильным в истории, ведь в противном случае появляется реальный риск для здоровья и жизни. Карантин охватывает все больше стран, а ВОЗ даже объявил о пандемии. Впрочем, для украинцев такой риск сейчас скорее гипотетический. Мы больше боремся с паникой, чем с собственно вирусом. Надеюсь так и эта история в Украине и пройдет.

После просмотра очередной серии «Бродячих мертвецов» непроизвольно задумываешься, готова ли наша страна к настоящему карантину и анонсированной ВОЗ пандемии? Учитывая нехватку тестов на коронавирус и общее состояние медицины. Может и правда стоит заранее прикупить топорик, респиратор и проверить ловит ли на даче нормальный интернет?

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
04.06.2020
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

Проверь своего бизнес-партнера

Сервис «Проверь своего бизнес-партнера» - получи информацию о компании по коду ЕГРПОУ, названию компании или фамилии руководителя.

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^