Эта новость меня настигла даже на ЛинкедИне:

То, что я раньше не слышал об этой компании — привлекло моё внимание. И я пошёл на всеми любимый АИН, разузнать о Sixa больше подробностей. На тот момент о них там было 3 статьи. И них я не нашёл ответ на мои вопросы: Откуда же все таки взялась эта Сикса? Кто все эти люди? Почему им дали столько (как по нашим меркам) денег?
Дальше я попытался нарыть информацию на официальных страницах Сикса в соцсетях и в блоге на их официальном сайте. Но все безрезультатно. Такое впечатление, что кто-то заметает следы!

Поэтому, я решил провести своё небольшое расследование “Кто такая Sixa?” Для этого я связался с CEO и сооснователем Sixa — Николаем Минченко.

Команда
Привет, Николай! Расскажи о вашей команде. Как ты нашёл первых единомышленников?
Сейчас у нас в команде 15 человек. 10 из которых знают друг друга уже очень давно. С основной частью команды мы познакомились еще на StackOverflow. Мы там общались на технические темы и со временем перешли на личное общение. Мы разработчики, делали одни и те же проекты вместе, знаем друг друга большое время. А вот биздев и похожие должности — эти люди пришли к нам, когда мы проходили акселерационную программу в Стамбуле.
Все 10 человек из разных стран. И только я и еще один мой товарищ из Украины. Но я уехал за границу (из Одессы) уже как 4–5 лет назад.
Хорошо, вот вы тогда с 10 людьми начинали…
Мы друг друга знаем уже на протяжении 8 лет. И за это время мы вместе сделали кучу проектов. Мы сразу оформили компанию и люди зашли в этот стартап, как в компанию, а не как проект.
У нас до этого уже был опыт в предпринимательстве и видя данный проект мы видели и понимали, что нас ждет определенный успех. И поэтому мы могли с уверенностью оформлять компанию заранее.
Как вы сделали свой первый прототип?
Я сделал первый прототип наняв одних ребят. Показал все это моему украинскому сооснователю в начале июня в 2015 года. И увидев этот работающий прототип, мой друг решил присоединиться ко мне. Только потом наша команда выросла до 10 человек.
Кто целевая аудитория вашего продукта?
Она довольно узкая и специфическая. Это .NET разработчики. На данный момент их всего 3 млн человек в мире.
Акселераторы
Во сколько акселераторов вы подавались?
Суммарно мы подавались в 4 акселератора. И во все 4 мы прошли. Первый наш акселератор был Startup Bootcamp, что в Стамбуле. А потом мы прошли Y Combinator.
Как вам удалось попасть в Y Combinator?
Переезд в Штаты был возможен после того, как мы в Стамбуле прошли акселерационную программу и подняли инвестиции. На эти деньги мы переехали в Америку. Искали новые инвестиции долго и не находили. И потом мы решили податься в Y Combinator.
Ярослав Ажнюк (CEO Petcube)— посоветовал как подаваться в Y Combiantor и поделился с нами своим опытом в том, как подаваться в акселератор. Мы воспользовались его советами. На тот момент Ярослав порекомендовал 5 команд в Y Combinator. Но прошло только 2 команды: мы и еще people.ai (тоже условно украинский).
Почему акселераторы вас выбирали?
Я не знаю, почему нас выбирали… ты вот сейчас ищешь идеальный рецепт, а его нет. На моем опыте в Y Combinator были такие компании, у которых на руках была одна лишь идея, а никакого продукта то не было. И они проходили тоже.
Что им помогало пройти? Успешные предыдущие компании, связи?
Имеет значение только твоя экспертиза в той области, в которой ты что-то собираешься делать. Интервью в Y Combinator проходит очень интенсивно: перед тобой сидят 4 человека и они задают тебе вопросы раз в 10–15 секунд и в течении 10 минут на тебя сваливается порядка 60 вопросов. И эти вопросы звучат от людей, которые через себя пропустили сотни стартапов. Они знают, что и как спрашивать. И если с твоим бизнесом что-то не то, ты никогда не пройдешь в такой акселератор как Y Combinator.
PR
Вы считаете себя украинским стартапом?
Мы украинский стартап очень условно. Мы люди с украинскими паспортами, но у нас компания американская. В Украине мы платим налоги только за разработчиков. Когда мы размещали новость на Y Combinator, то там не было ничего, указывающего, что мы из Украины.
Эта информация специально скрывается?
Нет, там нет никаких национальных акцентов. В Украине мы — новость. А в Америке мы очередной проект, который прошел в Y Combinator. Там нет вещей как национальный признак или гендерный. Никто не ставит акцент на таких вещах. И эта новость была подхвачена и это начали раздувать в АИН самостоятельно.
Мы не писали новость в АИН, мы не искали никаких контактов с украинскими изданиями, мы не искали никаких украинских инвестиций специально.
Ребята из Украины, которые читают новости о наших успехах, считают, что заграница, а в частности Силиконовая Долина — это такое странное место, куда ты можешь приехать и развести инвесторов. Они не представляют, какой объем работы нужно проделать, чтобы закрыть раунд в 3,5 млн долларов.
Такое решение было принято для того, чтобы не тратить время на общение с журналистами время?
Я вообще человек не публичный и не люблю внимания журналистов. Мне это ни к чему и отношусь к этому спокойно. Поэтому изначально не было идеи рекламироваться в Украине.
Инвестиции
Вы брали деньги у украинских инвесторов?
Мы встречались с несколькими украинскими инвесторами в Долине, но до нашего попадания в Y Combinator — они нам отказывали. Они нам давали деньги после того, как мы попали в Y Combinator. Но мы у них уже не хотели брать. Хотя у нас есть несколько украинских инвестиций. Потому, что я считаю, что нужно возвращать деньги назад в украинское комюнити.
После прохождения акселератора, они предлагали вам инвестиции на выгодных для вас условиях?
Конечно. Но деньги как таковые не имеют вообще никакого значения. Потому что в Долине, после попадания в Y Combinator, мы могли взять любую сумму денег. Тебе нужны деньги от определенных людей и фондов, которые потом помогут сделать твою компанию больше и лучше. И помогут находить людей.
Например, один из наших инвесторов помог найти нам главного CFO (фин-директор), которая была четвертым работником в Dropbox и еще была в куче других компаний, которые стоят очень много денег. И без таких инвесторов невозможно было бы найти и привлечь такого профессионала. А если бы мы взяли деньги у украинских инвесторов, то мы бы не встретили такого человека, потому что этот человек не знает украинских инвесторов.
Насколько тяжело привлечь миллионные инвестиции?
Чтобы поднять 3.5 млн долларов, мне пришлось вот что сделать:
- Встретиться с 200 инвесторами.
- В течении часа каждому из них рассказать то, чем мы занимаемся и показать наши данные и ответить на кучу их вопросов.
- Со 100 из них я встретился повторно.
- Примерно с 50 из них я встретился 4 раза.
- И примерно с 30 из них — раз 7–8.
Это количество встреч у меня было в течении 2х месяцев после демо-дня в Y Combinator. Т.е. поднятие инвестиций — это само по себе колоссальное количество усилий и времени, уже когда у тебя есть то, на что поднимать инвестиции.
Учитывая, что инвестора в Долине обладают опытом и квалификацией в сотни раз лучше, чем инвестора, которые находятся здесь у нас (в Украине). И их не то чтобы обмануть, они с первых двух слов понимают, все что ты делаешь, будешь делать, что у тебя может получится, а что нет. Потому что они через себя пропускают колоссальное количество проектов. И они видят проект с проблемами уже на начальных этапах.
Какая у тебя доля в компании?
Не буду раскрывать все карты, но у меня такая ситуация по контракту: если бы я владел 100% всей компании, то по состоянию на сегодня, у меня только 25% от этих 100%. И на протяжении 4х лет у меня будет добавляться по 25% с каждым годом. Это сделано для того, чтобы я через год не ушёл со своей собственной компании или не продал акции.
И напоследок…
Какие проекты ты делал со своими друзьями-разработчиками до Sixa?
Я не могу рассказать подробности, но это были нишевые проекты в B2B сегменте. А в B2B там все по-другому происходит. А вообще у нас нас не было никаких планов делиться информацией. Это уже украинские журналисты заметили нас и начали писать о Sixa.
Что тебя привлекает в стартаперстве?
Мне нравится процесс создания продуктов, которые нравятся и приносят пользу людям.
Комментарии