Как запустить ICO, получить комьюнити и необходимые средства для стартапа

Представьте мир без бургеров. И вот - их только что придумали. Такие пышные хрустящие булочки, сочное мясо, свежая зелень и кисло сладкий соус. Или барбекю. А можно еще добавить бекон! Да их же любыми можно делать! Столько вариаций! Вот Вы уже лелеете в голове бизнес план, как Вы несете бургеры в мир. Сочные, с соусом и беконом. Но пока вы работаете над идеальным рецептом, в Вашем городе уже пятнадцать кафе с бургерами. Что будете делать Вы? Откроете шестнадцатое?

А теперь перестаньте думать о еде и перенеситесь в 2017, где вместо бургеров - позиции завоевывает ICO. Но ситуация с ним, абсолютная такая как с бургерами. Люди распробовали вкус и не собираются от них отказываться. На этом утверждении, Вы можете недовольно покачать головой и сказать, что это Ваше ай-си-о никому уже не нужно и не интересно. И только проблемы от него одни. У SEC спросите.

Конечно, Вы можете начать обвинять хайп вокруг криптовалюты и ICO в неоправданных инвестиционных ожиданиях. Он безусловно сделал некоторых инвесторов менее богатыми, чем они привыкли быть. Испортил экспертам их белоснежную репутацию, пощекотал нервы столпам венчурного инвестирования, пошел наперекор статистике и статистикам. А сколько подростков так и не стали миллионерами даже спустив всю стипендию на догкоины. Пару сотен фаундеров ушли в закат, грустно упаковывая криптобегемотиков в бумажные коробки, и заворачивая вайтпейперы “действительно хороших проектов” в толстый целлофан. Да и в целом, холакратия какая-то на самом деле номинальная получилась.

Хотя, Вы можете оказаться менее романтичной натурой и пустить в ход голые факты.  Вспомнить проделки мошенничества PlexCoins, Benebit, миллионы украденных альткоинов, пропавший эфир, сломанные смарт контракты, скучные выступления скучных фаундеров на скучной конференции в Камяногорске, клуб крипто блондз и кто знает какие порождения сети. Конечно с зловещей интонацией на последнем слове. Да и вообще, смарт контракт - это распиаренный алгоритм. А блокчейн? Всегда есть затраты протокола. Стоимость транзакций растет при росте числа транзакций! Шах и мат.

Тогда почему, после стольких лишений, что мир познал от блокчейна, криптовалют и “спекулятивных механизмов вроде ай-си-о”, ведь их позиции только крепнут?

token.jpg

График цикла ажиотажа (hype cycle)

Старый, добрый график. Красную жирную точку, где мы сейчас нарисуете в своих фантазиях сами. А пока давайте оставим Закон Вирта скептикам и глянем правде в глаза. Криптовалюта - не хайп и не даркнет. Блокчейн - не технология, а ее начало. Рынок ICO растет не только количественно, но и качественно. И это то, что важно. И от этих фактов нужно отталкиваться при базовом анализе рынка и построении прогнозов его развития. Конечно, настолько, насколько можно допускать прогнозы в не прогнозируемом рынке.

И вот мы вернулись в момент, где ICO завоевало мир. А вы свою “бургерную” так и не открыли. Потому что вы не хотите быть шестнадцатым. Вы исследуете рынок, погрешности и просчеты соперников, изучаете продукты и технологии. С какими проблемами сталкиваются компании, которые выходят на ICO? Почему хорошие идеи умирают, тогда как фан и скам спокойно собирает деньги? Будет ли вообще рынок существовать завтра?

ICО - жить или не жить

Если верить, статистике (ей порой можно верить), количество средств, привлеченных на ICO продолжает увеличиваться, несмотря на то, что эксперты заявляли о “перегретости рынка” еще в начале 2018 года.  Изменение структуры рынка тоже на лицо: увеличилось количество отраслей, в которых задействованы компаний, что воспользовались этим механизмом. ICO соблазнило маркетинг, финансовую индустрию, платежные системы и гэмблинг.

token1.jpg

Что было первым: ICO или продукт?

Но не стоит забывать, что ICO - механизм для продукта, а не сам продукт. ICO кампании, которые терпели крах не имели готового рабочего продукта. Да что там кривить душой, даже MVP. Это компании блуждающие по замкнутому кругу - для беты нужны деньги, для денег нужна бета. Что ж спасибо, что своим примером показали, что ICO этот цикл не замыкает.

Другая ситуация, когда стартап имеет хорошую идею. И даже больше создает крутой продукт, но он несвоевременный или его невозможно масштабировать. Даже крупные корпорации допускают просчеты и выпускают на рынок продукты, опережающие желания потребителей. Чего стоит пример с прототипом современного планшета, который не раз терпел неудачу до выхода в мир iPad. Или промах Форда с выпуском Edsel - вместо ожидаемой прибыли компания понесла затраты в 350 млн. долларов.

Google, Procter & Gamble, Pepsi, HP - это всего лишь небольшая часть компаний, которые ошибались, даже имея мощнейшие R&D центры и штаты квалифицированных маркетологов. Как же начинающему стартапу, состоящему из нескольких энтузиастов, определить тот самый Product/market fit? Как создать продукт, который не просто нравиться фаундерам, а действительно необходим пользователям?

Вот и первая проблема ICO - продукт который, выходит на ICO, должен обсуждаться заинтересованными лицами до начала кампании. Общественные обсуждения, соц. опрос, голосование - в общем, нужна верификация идеи.

Люди, где вы?

А где найти людей, которым будет интересно обсуждать ICO которого нет, а может и не будет? Что как раз - вторая проблема.

ICO, IT продукты, блокчейн решения интересны только тесной публике, поэтому маркетинговые кампании, направленные на их продвижение в обычных социальных сетях, зачастую не приносят должного охвата и конверсии. А значит  - не привлекают лиц, которым продукт потенциально интересен. Не последнюю роль в низкой эффективности рекламы в соц сетях играют и воинственные настроения регуляторов по отношению к ICO, которые вынуждает крупные соц. сети (Facebook, Google, Twitter) ограничивать их рекламу.

Поэтому создание живого комьюнити с первых дней запуска проекта не менее важно для стартапа чем само привлечение инвестиций и проведение ICO. Комьюнити, которое одновременно является горячими клиентами, идеальной фокус группой и отличной моральной поддержкой.

Первым делом самолеты, а маркетинг - потом?

Это мы уже перешли к проблеме номер три, которая затрагивает вопрос маркетинговых затрат на создание того самого комьюнити из проблемы номер два. Деньги, которые спускаются на продвижение, раскрутку и привлечение людей (еще не инвесторов!) в комьюнити отдельных ICO проектов  - могут сравниться с годовым маркетинговым бюджетом небольшой транснациональной корпорации. А эффективность их использования - стать предметом отдельной статьи. Хотите верьте, хотите нет, но нанимать в штат 3 маркетологов, 2 пиарщиков, 1 стратега, 2 копирайтеров, 3 биздевов, когда у тебя один продукт и один разработчик - как минимум странно. Как максимум - дорого. А если привлекать независимых подрядчиков - рекламное агентство, то они конечно сделают все с учетом best practice of ICO PR campings, но результат не гарантируют.

Блокчейн евангеслит с хорошим линкедином

Но вот и мы добрались и до кадровой проблемы, которая по списку у нас идет четвертой. Недавно американский комик Брайан Кили в Tвиттере шутил, что его дочь миллениал, поэтому она ищет подработку на лето в качестве СЕО компании. Примерно так обстоят дело с поиском хороших кадров в ICO сфере - отрасль новая и очень переменчивая - мало специалистов готовых хорошо делать работу за объективную оплату. Чтоб не просто блокчейн евангелист с хорошим линкедином, а понимающий сотрудник с технических бэкграундом и осознанием, что не нужно спасать мир, нужно просто хорошо делать свою работу.

Что действительно важно

Если удалось разобраться с вышеуказанными проблемами, которые относятся скорее к корпоративным, пора приниматься за те, что из вне. А именно - проблемы с безопасностью, т. е. с технической реализацией токен сейла. А если твое ICO в общем-то ICO, но не совсем про крипту и блокчейн. И у вас классный продукт, но никто из вас не понимает насколько хорошо (безопасна, надежна, децентрализована и т. д.) Ваше решение для токен сейла и где же там может быть тонко? Отдельный подраздел проблемы - гонорары подрядчиков или сотрудников под создание смарт контрактов, их аудит, интеграцию с блокчейном и другими необходимыми впоследствии сервисами (KYC, платежные решения).

Ответ один

Зачем быть шестнадцатым, если можно быть первым? Да еще и другим помогать? Как вариант, сегодня для решения насущних проблем стартапов была создана децентрализованная платформа «все в одном» - Token0x.io. В чем особенность этого украинского проекта? Да в том, что платформа совмещает в себе инструменты для закрытия коммуникационно-маркетинговых проблем стартапа (верификацию идеи, привлечение комьюнити, продвижение проекта, сокращение затрат на маркетинг) с инструментами, предлагающими универсальное техническое решение для проведения токенсейла (смарт контракты, возможность интеграции блокчейнов и других сервисов). Стоить отметить, что это не первый подобный сервис, нацеленный на создание платформы для проведения ICO. Рынок уже видел централизованные платформы - Wings, Kickico и Icobench.

Несмотря на то, что рынок ICO имеет большую спекулятивную составляющую, основная его ценность - в стимуляции развития новых способов принятия решений и управлений средствами и активами бизнеса и инвесторов. В отличии от традиционных рынков деривативов, ICO гарантирует продукту долгосрочный успех не за счет манипуляции инвестиционными ожиданиями инвесторов и клиентов, а благодаря наличию технических решений, которые могут гарантировать прозрачность и децентрализованный контроль за использованием активов и средств проекта. Поэтому эволюция и популяризация ICO напрямую зависит от развития технологий, которые могут это обеспечить. Сейчас это блокчейн. Что будет дальше, зависит от того, на чем сосредоточиться рынок - раздувании маркетинговых кампаний или развитии технологий. ICO может стать обычным пузырем, а может перевернуть способ ведения бизнеса.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
19.03.2024

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^