Выделенное

Как перевести организацию на новый эволюционный уровень: теория и практика

Вы заметили, как сильно изменились условия ведения бизнеса? Только за 100 лет средняя продолжительность жизни компаний индекса S&P 500 сократилась с 67 до 15 лет. Более того, три компании из четырех, которые попадут в этот список через 8 лет, еще даже не основаны. Чтобы вырваться вперед и добиться головокружительных результатов, стартапам сейчас нужно всего несколько лет. Это веский аргумент для того, чтобы бизнес начал меняться, если не хочет остаться на обочине истории.

Мы являемся свидетелями того, как молниеносно меняется рынок труда под влиянием новых трендов. Согласно исследованию Deloitte, 43% представителей миллениалов и 61% поколения Z готовы сменить место работы в течение 2 лет. 62% юных специалистов считают «экономику свободного заработка» отличным способом реализовать себя независимо от корпораций и, таким образом, найти свой work-life balance. Сегодня молодые люди выбирают своего работодателя не так, как прежде. Им важно найти на рабочем месте разнообразие, толерантность, инклюзивность и гибкость – понятия, абсолютно чуждые бизнесу еще 5 лет назад.

Актуальность изменений для компаний уже никто не оспаривает, но сделать первый шаг решаются не все. Согласно еще одному исследованию Deloitte, только 14% руководителей бизнеса готовы работать в условиях постоянных изменений. С чего же начинать трансформацию, после того как осознание меняться пришло и есть готовность делать первый шаг?

Читайте матчасть

В поисках вариантов решения своих задач мы часто черпаем информацию и опыт из различных источников. Не всегда находим готовые ответы, но, как минимум, эта информация помогает прийти к своему собственному решению. Книга «Открывая организации будущего» Фредерика Лалу стала для меня источником вдохновения и некой дорожной картой, которую я использовал для трансформации нашего бизнеса. Автор рассказывает о 5 эволюционных этапах модели управления организацией:

«Волчья стая», где во главе стоит вожак, и вся организация основывается на его личности. «Армия» с четкой вертикалью власти, воспроизводимыми процессами и стабильной организационной структурой. «Машина», когда компания работает с высоким коэффициентом эффективности бизнес-процессов, ориентирована на успех и новаторство. «Семья» определяет для себя глобальную цель и не ориентируется исключительно на прибыль, наоборот, финансовые ресурсы становятся инструментом реализации корпоративных ценностей. «Живой организм» отличается высоким уровнем самоуправления, где инициатором деятельности является каждый из сотрудников.

Эти этапы не похожи друг на друга, но компании могут переживать несколько стадий эволюции одновременно. Например, команда HR может быть «семьей», в то время как финансовый отдел работает на уровне «машины», а риск-менеджмент находит для себя «армейскую» систему управления самой эффективной. Это вполне здоровая ситуация – не стоит форсировать переход всех отделов к одной модели управления одновременно.

Что нам удалось трансформировать в «Делойт» за 4 года

«Делойт» в Украине – это бизнес с оборотом около 20 миллионов долларов и команда из 450 человек.

В своей роли управляющего партнера я старался менять процессы на разных уровнях:

На уровне «Машины» мы изменили модель управления организацией из вертикальной на матричную и централизовали многие бизнес-процессы. Для достижения действительно стоящих результатов важно отладить работу внутри команды. Именно поэтому у нас в компании появилась должность Chief Innovation Officer и команда по инновациям, которые изначально занимались изменениями внутренних процессов и потом вышли с проверенными решениями к нашим клиентам и на рынок. На уровне «Семьи» посвятили много времени тому, чтобы определить корпоративные ценности. Честно признаться, нам пришлось потратить довольно много времени на этот процесс и не все было так просто, как мне казалось вначале. Мне было важно, чтобы эти ценности смогли объединить всю команду и были одинаково близки всем сотрудникам. Наши ценности перетерпели несколько этапов формирования перед тем, как мы приняли их на уровне корпоративной культуры. Если просто озвучить ценности, ничем их не подкрепив, они так и останутся «словами на стене». Чтобы каждый сотрудник понял и прожил ценности «Делойт», мы провели 47 активностей самых разных форматов, где презентовали и проработали каждый поведенческий маркер, заложенный в наши ценности. Невозможно меняться ментально, не меняя то, что тебя окружает. Именно поэтому у нас появилось креативное пространство, где можно собираться командами для брейнштормов и тимбилдинга, где можно сконцентрироваться и поработать самому, перекусить в нашем локальном кафе и отдохнуть за игрой в теннис или за приставкой в игровой комнате. Мы создали островок «офиса будущего», чтобы уже сейчас попробовать, какого будет «там» – впереди. И там хорошо! На уровне «Живого организма» нам важно было позаботиться о комфорте и благополучии наших сотрудников. Ввиду того, что стандартная организация рабочего времени становится все менее популярной среди молодых специалистов, мы отказались от привычного рабочего графика с 9:00 до 18:00, заменив его на плавающий. Один день в неделю можно работать из дома. А дресс-код трансформировался в бизнес-кэжуал на каждый день. Такой подход дает больше автономии и пространства для творчества, а это, в свою очередь, создает возможность сосредоточиться не на трудочасах, а на достижении своих личных целей и общей миссии организации. Еще одной нашей инициативой стали дневные медитации: уже 7 месяцев каждый день в 15:00 около 30 делойтовцев собираются на групповую медитацию.

Ступая на путь трансформации

Трансформация – это всегда эксперименты, при которых можно минимизировать риски, но не быть на 100% уверенным в конечном результате. Это как вектор, который направлен исключительно вперед, и не имеет значения – вы получили результат, который ожидали, или урок и работу над ошибками. Только реальный опыт трансформации даст вам силы, знания и уверенность, чтобы двигаться дальше. Оглядываясь на свой личный опыт, могу выделить несколько моментов, с которыми вы столкнетесь, ступая на тропу трансформации:

Необходимость определить, на каком этапе эволюции находится ваша организация. И тут важно быть честным перед самим собой, не завышая оценку и не принимая желаемое за действительное положение вещей. Поиск недостающих факторов, необходимых для перехода на следующий уровень. Готовность начать движение, экспериментировать и не бояться ошибок, без которых не будет прогресса. Готовность ждать. Ведь изменения – это эволюционный процесс. И если побежать слишком быстро, то, скорее всего, придется начинать сначала.

Небольшое количество организаций может сейчас назвать себя «живым организмом», но я уверен, что компании именно с этой моделью управления смогут эффективно взаимодействовать с постоянно меняющимся внешним миром. Так же легко, как биологический организм непрерывно адаптируется к окружающей среде.

Читайте также:

 

Комментарии 1

Артем Назаренко в 06.09.2018, 07:04

Да, компании должны идти в ногу со временем, становиться гибкими, изменчивыми, причем, в очень быстрые сроки

Да, компании должны идти в ногу со временем, становиться гибкими, изменчивыми, причем, в очень быстрые сроки
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
19.03.2024

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^