Инвестиции в украинские курорты: замок на песке или ход королевы?
Пандемия изменила ценность жизни на абсолютно бытовом уровне: люди перестали откладывать планы «на потом». Жить в хорошем доме. Красиво одеваться. Вкусно есть. Отдыхать в достойных условиях. История повторяется – точно так же наслаждались каждым мгновением отвоеванной жизни после эпидемий чумы и жестоких войн.
Пора зарабатывать на новом тренде: народ ждет от отдыха максимум комфорта и готов за это платить. Почему для инвесторов интересна не Занзибар, Испания или Турция, а Украина?
Туризм в Украине выгоден всем
По данным Госстата, в 2019 году туристический бизнес страны заработал 751,47 млн грн. Из них:
25.9% - Карпаты, Прикарпатье и Закарпатье (47% приходится на Львовскую область);21,9% - Киевская агломерацию;14,4% - Северное Причерноморье;10,7% - Днепропетровская область.
На услуги транспортных компаний, питание, развлечение и размещение туроператоры потратили более 69 млн. грн. Официально. Объемы теневого туристического рынка оценить нереально: в каждом карпатском и приморском селе сотни гостевых домов, частных кафе, организаторов экскурсий и «продавцов» шезлонгов.
Три кита украинского турбизнеса
Динамика. Эксперты предрекают рост спроса на услуги туриндустрии в ближайшие 10-15 лет. Экономика восстанавливается, заработанные деньги из-за приобретенного подсознательного эгоизма люди потратят не в накопления для виртуальных внуков, а на себя и свой отдых.
Емкость рынка. По данным Госстата, в Украине без оккупированных территорий на 01.01.2021 года 41,588 млн. человек. Загранпаспорта получили чуть более 11 млн., из них ±4 млн постоянно работают за границей. Обладатели загранпаспортов в среднем выезжают за рубеж 1-2 раза в год. Остальное время миллионы украинцев, а также молдаване, румыны, белорусы, поляки, словаки и немцы отдыхают на курортах Украины.
Дешевизна. Украинцы привыкли жаловаться на жизнь, но в рейтинге Expat Isider 2021 Украина занимает 3 место по стоимости жизни. Туристов привлекают низкие цены на проживание и питание в сравнении со странами Европы и Юго-Восточной Азии.
Успешные инвестпроекты Карпат
Успех туристической сферы Украины начинается с дорог и авиасообщения. Планирование нового туристического комплекса начинается с оценки инфраструктуры:
О Буковеле знают все. Не все знают, что только в развитие инфраструктуры туристско-спортивного кластера вложено свыше $400 млн., в обеспечении работы курорта задействовано свыше 100 тысяч человек.В развитие спроектированных 20 км трасс Славского, вместе с системами жизнеобеспечения и дорогами запланировано вложить $500 млн. Без строительства отелей, кафе, магазинов и СПА.Словацкие инвесторы вливают в горнолыжный курорт на Боржаве более $300 млн., в том числе на постройку 4-х километрового гондольного подъемника.
Всего в Украинских Альпах одновременно, без жесткой конкуренции, могут работать 7-10 крупных круглогодичных курортов категории бизнес+.
Медицинский туризм
Потенциально интересные природные богатства страны ждут своего инвестора. Памятником неэффективного госуправления стоят в Одессе унылые корпуса санатория Куяльник. Уникальные лечебные грязи лиманов нужны тысячам пациентов, но ужасные условия отталкивают потенциальных туристов.
Кустарная организация отдыха на соляных озерах в Солотвино на Закарпатье способна напугать неподготовленного гостя.
Для сравнения – в комплекс «Деренивська купіль» после приватизации инвестировано свыше 50 млн. евро; создан единый рекреационный комплекс площадью 14,5 га на базе местных минеральных источников.
Активно развиваются частные комплексы в Сваляве, Шаяне, Виноградове. Путешествующие по Закарпатью туристы готовы платить за комфорт оздоровительно-рекреационного комплекса с термальными водами в Косино, особенно после знакомства с советских времен бассейном Берегово.
Море зовет
"Откушенный" Крым привел на побережья Кирилловки, Геническа, Железного Порта, Коблево и Затоки миллионы туристов. Переориентация владельцев приморских пансионатов на публику «с запросами» происходит с большим трудом: вкладывать деньги в дороги, очистку пляжей и строительство комфортабельных отельных комплексов а-ля Турция владельцы щитосборных халабуд отказываются.
Главная проблема приморских курортов, как ни странно - местные советы и владельцы гостиниц. Первым невыгодно проводить открытые аукционы по аренде земельных участков (разница не осядет в нужных карманах). Вторые боятся комплексного развития – из полновластных владельцев они становятся миноритарными акционерами, а это всегда риск.
В результате битву за туриста выигрывают дальновидные инвесторы, создающие комфортные условия на своей территории. Голубые флаги пляжей, бассейны, аквапарки, система «все включено», апарт-отели с управляющими компаниями привлекают и туристов, и частных инвесторов.
Такие комплексы не нуждаются в рекламе, часто они даже не представлены на Букинге: благодаря сарафанному радио и соцсетям бронь заполнена на сезон вперед.
Комплексное развитие приморских курортов во многом зависит от политической воли. В объявленный Кабмином приоритетный проект La Perla Azzurra запланировано инвестировать $1 млрд. Херсонская область получит уникальный курортный кластер для одновременного отдыха 30 тысяч туристов.
Хочется верить, что примеры успешных проектов туристической сферу Украины привлекут новых инвесторов. У нас есть горы, море, замки, пещеры, источники и нереализованный потенциал привлечения европейских туристов. Начать можно с малого: комфортной базы отдыха в лесу, рекреационного комплекса на озере, респектабельного СПА-отеля.
Читайте также:
By accepting you will be accessing a service provided by a third-party external to https://investgazeta.ua/
Новые блоги
Популярные темы:
Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:
Курсы валют
Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США | |
ЕВРО | |
Фунт стерлингов |
Комментарии