Факторинг «по-новому»: Какие изменения готовит рынку Нацбанк

Факторинг «по-новому»: какие изменения готовит рынку Нацбанк Факторинг «по-новому»: какие изменения готовит рынку Нацбанк

Отрадно, что в структуре Нацбанко сегодня есть специалисты, которые могут не толково и лаконично изложить позицию регулятора, но и сделать это как минимум эстетично. Так, 14 мая Нацбанк презентовал свое виденье относительно развития и будущего регулирования рынка факторинга. Такое виденье традиционно изложено центробанком в так называемой Белой книге.

И так, мы попробовали разобраться с тем, что хочет донести до участников рынка и их клиентов Нацбанк.

«Классика» или «неклассика» – вот в чем вопрос

По мнению специалистов Нацбанка, рынок факторинга Украины на сегодня имеет явный перекос в сторону так называемых «неклассических» операций. В этот термин нацбанковцы вкладывают понятие операций по уступке прав требования по договорам о предоставлении финансовых услуг. Проще говоря – по договорам кредитов. Отмечается, что в Украине крайне популярна уступка прав требования по договорам кредитов с дисконтом. Целью такой операции может быть очищение баланса банка для выполнения нормативов регулятора, сброс с баланса наиболее ликвидных активов незадолго до введения временной администрации или же «квазиреструктуризация» проблемного кредита в угоду собственникам, не желающим полноценно отвечать по кредитным обязательствам.

В то же время под «классическим» факторингом регулятор подразумевает торговый факторинг или торговое финансирование. Этот инструмент не имеет ничего общего с «неклассическим» факторингом, а его целям являются повышение ликвидности предприятия реального сектора экономики, ускорение товарно-денежного обращения и, как следствие, предоставление клиенту возможности сфокусироваться на основных бизнес-процессах, а не на управлении дебиторской задолженностью. В понимании регулятора, такой вид финансирования и проще и быстрее классического кредитования, а потому должен занять достойное место в структуре финансово-кредитного рынка.

Нацбанк небезосновательно предполагает снижение доли «неклассики» в обозримом будущем в виду существенного очищения банковской системы. Так же регулятор предполагает четко выделить торговый факторинг для статистических и надзорных целей. Разделение будет заложено в нормативно-правовых актах, в частности – в Законе Украины «О финансовых услугах и деятельность по предоставлению финансовых услуг».

Кроме того, Нацбанк предполагает урегулировать юридическою коллизию между цессией и дисконтом, предоставив возможность уступать права требования по не финансовым договорам с дисконтом в пользу не только финансовых учреждегний.

Бизнес-план, как основа доступа на рынок

По мнению регулятора доступ на рынок факторинговых услуг сегодня забюрократизирован и осложнен. В первую очередь регулятор выделяет двухэтапную систему – вначале внесение в реестр финансовых учреждений с последующим лицензированием.

В новой модели регулятор предлагает внесение в реестр одновременно с получением лицензии. По его мнению, это упростит доступ к рынку новых участников. Кроме того, Нацбанк определяет бизнес-план как основной документ, необходимый для анализа при принятии решения о выдаче лицензии. Бизнес-план должен аргументированно описывать предполагаемую бизнес-модель компании, источники финансирования деятельности, целевой сегмент рынка и стратегию. Анализируя бизнес-план, регулятор должен вынести обоснованное решение относительно наличия у собственников и менеджмента компании достаточных компетенций, чтобы обеспечить как устойчивое развитие, так и доступность финансирования операций.

Предполагается, что четкий и прозрачный бизнес-план станет основополагающим документов, определяющим степень доверия регулятора к новому лицензиату и, как следствие, определяющим при получении им лицензии.

Расширение круга инструментов привлечения финансирования

Депозиты и иные формы вкладов физических лиц (неквалифицированных инвесторов), как и прежде остаются табу для факторинговых компаний. Однако, регулятор делает некоторые шаги навстречу, в частности, планируется разрешить привлечение средств:

от участников (акционеров) и аффилированных лиц факторинговой компании (в том числе физических лиц);от других финансовых учреждений, в том числе и международных;на условиях субординированного долга от квалифицированных инвесторов, в том числе и тех, кто не является финансовым учреждением;путем размещения эмиссионных ценных бумаг, в том числе путем публичного предложения корпоративных облигаций среди физических и юридических лиц при условии соблюдения требований НКЦПФР и НБУ.

В последующем Нацбанк предполагает расширение источников финансирования в соответствии с уровнем зрелости рынка.

Стандарты рыночного поведения

В белой книге регулятор отмечает проблему нарушения прав должников, права требования к которым неоднократно нарушаются факторами и коллекторскими компаниями.

Планируется установить стандарты рыночного поведения, то есть так называемые «красные линии», переходить за которые нельзя. Регулятор предлагает разрешить доступ к работе с дебиторской задолженностью исключительно лицензированных участников рынка, предоставить факторинговым компаниям возможность не только заключать договора факторинга, но и предоставлять услуги по управлению дебиторской задолженностью (коллекторские услуги). При этом исключительно коллекторские компании должны будут быть включены в специальный реестр и надзор за их деятельностью будет так же в компетенции регулятора.

Раскрытие информации и финансовый мониторинг

Похоже, что время так называемых «бубликов» (круговая структура собственности финансовой компании, когда финансовая компания владеет долей существенного участия своего учредителя) подходит к концу. Нацбанк будет требовать полного раскрытия структуры собственности участниками рынка. До конечного бенефициара (контролера), оказывающего решающее влияние на работу компании. Регулятор желает понимать, с кем имеет дело, кто стоит на той стороне и представляет поднадзорного субъекта. При этом Нацбанк будет требовать подтверждение безупречности репутации как собственника, так и менеджмента.

Второй не менее важный аспект – это неукоснительное соблюдение правил финансового мониторинга. Фактор по закону относится к субъектам первичного финансового мониторинга, а потому в своей деятельности обязан соблюдать положения законодательства о предотвращении отмывания (легализации) доходов, полученных преступным путем. Это предполагает наличие и соблюдение участником рынка внутренних процедур, а также наличие в штате квалифицированных специалистов, несущих ответственность, предусмотренную законом. Ровно, как и банки, факторинговые компании обязаны будут проводить изучение и анализ клиента и его деятельности. Все подозрительные операции должны будут останавливаться, анализировать и по результатам анализа о них необходимо докладывать в Госфинмониторинг.

Модель надзора

Факторинговая деятельность определяется Национальным банком, как несущая незначительный риск для финансовой системы, поскольку не предполагает работу со средствами вкладчиков-физических лиц. Единственным пруденциальным критерием надзора останется соблюдение размера минимального собственного капитала – на уровне 3 млн. грн. для исключительно факторинговой компании и 5 млн. грн. в случае совмещения с иными финансовыми услугами (кредитование, лизинг, гарантии и поручительства и другие).

Отдельное внимание стоит уделить проверкам. Предполагается, что в большей части проверки будут невыездными. Инспекционные выездные проверки будут осуществляться по требованию и при наличии обоснованных причин с учетом риск-ориентированного подхода. Предположительно, критерии оценки степени важности и рискованности факториноговой компании включат в себя следующие показатели:

  • балансовая стоимость активов;
  • доля факторинговой компании на рынке;
  • количество и значимость предыдущих нарушений законодательства.

Кроме того, Нацбанк планирует отслеживать и анализировать деятельность каждого субъекта рынка на основании таких критериев:

  • утверждение, актуализация и выполнение бизнес-плана;
  • поддержание собственного капитала на надлежащем уровне;
  • внедрение надлежащего корпоративного управления и системы внутреннего контроля;
  • иные критерии (система управления рисками, система финансового мониторинга, предоставление отчетности, раскрытие информации).

Так или иначе, но по словам самого регулятора, описанная в белой книге модель регулирования является ориентировочной. Отрадно, что регулятор открыт для коммуникации с рынком и утвердит окончательную модель уже в процессе более глубокого знакомства с ним. Надеемся, что Нацбанк учтет все обоснованные и рациональные пожелания рынка.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
01.06.2020
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

Проверь своего бизнес-партнера

Сервис «Проверь своего бизнес-партнера» - получи информацию о компании по коду ЕГРПОУ, названию компании или фамилии руководителя.

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^