Если бы я стал министром экономики

Если бы я стал министром экономики Если бы я стал министром экономики

В условиях жесточайшего глобального кризиса экономика – основа выживания государства. Неконкурентоспособная экономика – причина того, что в стране будет ещё меньше денег на армию, здравоохранение и образование, не говоря уже о культуре (про науку я вообще молчу). Но отсутствие денег – не самое страшное. Самое страшное – утечка мозгов, которая будет приводить к деградации генофонда, ещё меньшей конкурентоспособности и ещё большей нехватке денег на содержание бюджетников.

Неэффективные экономики пострадают от кризиса больше других. Украина испытает меньшее падение локального фондового рынка, который чиновники успели задушить задолго до кризиса (и это, на мой взгляд, наиболее яркий симптом неконкурентоспособности), но по всем остальным параметрам экономический шок будет намного жёстче, чем для стран развивающихся и развитых, которые меньше зависят от цен на сырьё, в которых работают институты рыночной экономики и «накоплен жирок».

Именно поэтому Министр экономики – это сейчас главный человек в государстве. Именно он должен возглавить процесс реализации национальной стратегии преодоления кризиса. Нулевой пункт плана – сформировать такую стратегию. Я бы ставил горизонт планирования не более 4 лет.

Приоритетов и направлений такой стратегии должно быть минимальное количество, например, пять:

 

1. Локальный частный бизнес – основа экономики. Именно он формирует добавленную стоимость, создаёт рабочие места и платит налоги. Именно предприниматели пострадают в результате кризиса больше всех, потому что в отличие от всех остальных они рискуют собственными деньгами. В условиях форс-мажора прибыль упадёт практически у всёх предприятий, но не у всех она вообще останется. Поэтому целью и средством развития экономики должно стать спасение и развитие украинского бизнеса, привлечение в него инвестиций.

2. Инвестиционный климат должен улучшаться не для внешних, а в первую очередь для внутренних инвесторов. На внешних лучше вообще не рассчитывать, но и не пугать их «инвест-нянями. Да, денег внутри страны на много порядков меньше, чем за её пределами, но эти деньги в массе своей сейчас работают не на украинскую экономику.

3. Качество юрисдикции – это то, что больше всего сдерживает улучшение инвестиционного климата. Проржавевшая судебная система и неадекватно высокий уровень бюрократии порождают высокий уровень коррупции. Без кардинальной судебной реформы качество юрисдикции существенным образом не улучшится, но провести её быстро будет сложно. Улучшать украинские законы быстро не получается даже у «монобольшинства» в Парламенте.

Возможно, создание «внутреннего оффшора» на основе права, признанного на международном уровне, с привлечением судей, знающих это право, будет более затратным, но более быстрым и более действенным для экономики. В противном случае – отсутствие защиты права частной собственности продолжит тянуть наш инвест-климат назад, в болото.

4. Радикальное снижение уровня бюрократии на 4 года должно стать национальной идеей. Для повышения «коэффициента полезного действия» нужно уменьшать количество бесполезных действий. Гармонизацию законодательства с евродирективами нужно отложить до 2024 года. Без существенной дебюрократизации мы (а) сохраним собственную волокиту и крючкотворство и (б) имплементируем дополнительные требования евродриектив так, что местному бизнесу станет ещё хуже.

В каждом министерстве и ведомстве должен быть свой Дубилет, который бы отвечал за уменьшение ненужных бумажек, а нужные - переводил на электронные рельсы (носители, каналы связи и т.д.). Для того, чтобы запихнуть государство в смартфон, нужно избавить его от всех требований, запретов и процессов, которые нет смысла автоматизировать. Например, замена налога на прибыль налогом на выведенный капитал – одна из наиболее простых реформ, уменьшающих отвлечение бизнеса на бессмысленную бюрократию (в этом случае - на неэффективную систему налогового администрирования).

5. Полноценная финансовая система – обязательное условие привлечения денег в экономику и одна из важнейших составляющих благоприятного инвестиционного климата. Высокая стоимость кредита, отсутствие возможности хэджировать валютные риски, неработающий рынок капитала – со всем этим страна живёт 29 лет и успехами в экономике не блещет. Не нужно пытаться конкурировать с Варшавой и Лондоном. Международным финансовым центром в ближайшие лет 25 у Киева стать нет ни одиного шанса. Для начала нужно создать условия для финансирования местного бизнеса.

Пенсионная реформа – одно из обязательных условий. Я бы делал её только не на базе НПФ, а с использованием индивидуальных пенсионных счетов. Нужна серьёзная мотивация населения к долгосрочным накоплениям с максимальной защитой от злоупотреблений, которой НПФ дать не может. Вторым условием должна стать налоговая амнистия. «Легализованные» деньги из-под матрасов и из оффшоров в значительной части могут быть инвестированы в Украине, но, разумеется, при наличии успехов одновременно во всех 5 описанных направлениях.

«При чём здесь Министр экономики?» - спросите Вы. Но кто-то же должен стать лидером позитивных изменений для экономики. Больше не кому.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
30.09.2020
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^