Что важнее духовность или достаток?

Вчера совпали два странных события – утром один из читателей написал, что зря я учу детей обращаться с деньгами, главное это духовность, а деньги это не главное, а вечером я попал на выставку Сальвадора Дали и на фильм об этом художнике. В фильме как раз давался ответ моему утреннему читателю и расписывалась то, что я уже давно знал: никакой духовности, творчества, гения и произведений не будет в нищете и безденежье. Единственный способ создать что-то стоящее – иметь деньги, достаточные для образа жизни, позволяющего создавать шедевры. Да, были случаи, когда нищие художники создавали картины, признанные позже, порой через десятки лет, шедеврами. Таким нищим, точнее условно нищим, был Ван Гог. И в этой нищете было много театра: его семья была весьма богата, а очень недешевыми материалами для живописи его всю жизнь снабжал брат, причем сам Ван Гог требовал от него только первосортный товар, и брат, торговец материалами для художников, немало раскошеливался, чтобы у Винсента было все, что ему нужно, и такое, как он хотел. Вряд ли это назовешь истинной нищетой. Вряд ли это по-настоящему, как призывает мой читатель, было «поставить духовное превыше материального». При жизни Ван Гог не продал ни одной картины. Слава пришла к его работам после его смерти, и далеко не сразу. 

Другое дело художники, которые стали знамениты и сколотили немалые состояния своим, кстати не бесспорным, творчеством еще при жизни: тот же Сальвадор Дали и тот же Пикассо. Прекрасно отдавая себе отчет в том, что художник, да и любой человек, не может совершенствоваться и быть интересным публике без денег, они проявляли большой интерес к деньгам, и не упускали случая заработать всюду, где это было возможно, превзойдя в этом многих коммерсантов своего времени. Они точно не ставили духовное превыше материального, более того, в воспоминаниях современников можно прочесть, что Пикассо немало глумился над духовностью своих зрителей, однажды он сказал друзьям: «что бы я ни нарисовал, насколько бы ни было это из рук вон плохо, они все равно покупают это и превозносят это как шедевр. Нельзя не пользоваться такой баснословной глупостью». Примерно так же жил и Дали, и даже циничнее, чем Пикассо: он при помощи своего менеджера и жены Елены Дьяконовой сделал бренд не только из своего творчества, но и из своей внешности и поведения – что не снилось не примечательному внешне и сдержанному в поведении Пикассо. И этот бренд приносил немалые деньги, ради чего и создавался. Концентрированное выражение моей идеи дает анекдот: У известного художника, точно не известно, был ли это именно Дали, спросили, что он хотел сказать своей новой картиной. Он ответил: «Всё, что я хотел сказать - что ее следует купить на Сотбиз за двадцать миллионов долларов. Это всё ее послание миру». 

Помимо творчества Дали производил еще много что, и в этой деятельности главным были деньги. Он выпускал парфюмерию собственного бренда, мебель собственного бренда, коллекции одежды собственного бренда. Уже сколотив состояние, он однажды сказал: «Сниматься в рекламе менее чем за 10 000 долларов? Конечно нет, я - Сальвадор Дали!» Это при том, что прошло уже лет 40 с тех пор, как он нуждался в деньгах. 

Голодный не может создать шедевр. Человек, думающий, где достать на сегодня денег, чтобы накормить ребенка, не задумывается о золотом сечении. Человек, которому не за что проехать на транспорте, не продумывает каждый штрих. Основа творчества - не творчество, а достаток.

Почему так? Потому что пирамиду Маслоу никто не отменял. Человек не может реализовать свои творческие способности (верхний уровень пирамиды), не удовлетворив материальные потребности (нижний уровень). Творцу, помимо духовности и гениальности нужны еда, тепло, студия, холсты и краски, и отсутствие забот о завтрашнем дне. Художник Иванов рисовал картину «Явление Христа народу» 20 лет. Картину купил император Александр II за 15 тысяч рублей. Вряд ли Иванов смог 20 лет писать шедевр, за который дрались главные музеи еще до его завершения, если бы каждый день ломал голову над тем, где сегодня достать денег и как дотянуть до завтра, когда снова надо думать, как достать денег.

Духовность, полновесная и дееспособная, произрастает только на почве достатка. Только тогда она полноценна. Советская идеология причинила большой вред умам интеллигенции, которую на протяжении нескольких поколении прокачивали мифом о том, что духовность и достаток - несовместимые и даже противоположные вещи. Печально видеть, как этим мифом, потерявшим силу, иногда пытаются оправдать перед самими же собой (нет судьи страшнее самого себя) собственную несосотоятельность и нищету. Смотреть на это всегда страшно и горько.

Знаменитые творцы знамениты во многом потому, что в свое время навели фокус на деньги.

Жаль, конечно, но пирамида Маслоу настолько же неколебима, как созданная древними гениями пирамида Хеопса, Великая пирамида Гизы. На создание которой, кстати, было потрачены весьма немалые средства.

Все дело всегда в средствах.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
29.03.2024

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^