Что нужно знать (как минимум) для написания качественного бизнес-плана?

Что нужно знать (как минимум) для написания качественного бизнес-плана? Что нужно знать (как минимум) для написания качественного бизнес-плана?

Сегодня интернет позволяет нам найти огромное количество бизнес-планов (БП) или же их шаблонов. Но все эти примеры приводят к тому, что предприниматели и start-up начинают писать их недостаточно профессионально, включая в них поверхностную информацию.

Большинство таких документов пропитанные общими фразами и не показывают реальной картины того бизнеса, реализация которого запланирована после привлечения необходимых инвестиций.

То есть потенциальный спонсор, который читает такие бизнес-планы, может увидеть красивое описание идеи, но может не увидеть настоящей ценности, которую она в себе несет. И как результат, проект не будет профинансирован.

Что же хочет увидеть инвестор? Как нужно подавать информацию? И какие данные вообще являются ключевыми в профессиональном БП?

Цель моей статьи - ответить на эти важные вопросы. Хотя я и не буду расписывать все основные части бизнес модели и БП, а только укажу на самую главную информацию, о которой стоит помнить.

Итак, три базовых фактора в процессе планирования бизнеса.

1.КОМАНДА И ПЕРСОНАЛ

Убедитесь, что у вас указано достаточно данных относительно команды, которая работает над реализацией проекта, на который вы запрашиваете деньги. Один из самых распространенных рисков, который подвергает сомнению реализацию вашего дела – это подбор неквалифицированного персонала, либо разногласия, возникающие между со-основателями компании.

Инвесторы – это успешные предприниматели в прошлом. Они накопили некие излишние финансовые ресурсы, которые теперь инвестируют в развитие бизнесов. Это люди опытные, которые уже наступали не раз на различные грабли. Поэтому они четко понимают возможные риски бизнеса. И когда мы говорим о гениальности нашей идеи и нашего бизнес-плана, и у нас при этом нет профессиональной команды и хороших специалистов на ее реализацию, то для спонсоров этот проект не осуществим.

Они знают, что носитель идеи не может быть бухгалтером, производителем, маркетологом и даже инженером одновременно. Более того, если указать, что со-основатели компании являются друзьями, и они запускали уже совместно несколько проектов в прошлом, то это значительно увеличивает их статус в глазах инвесторов. Ведь все понимают, что вы уже работали вместе, «побили некоторые горшки» и померились. Это значительно уменьшает риск того, что вы не поделите что-либо в будущем и разбежитесь, оставив продвижение бизнеса.

Поэтому нужно обязательно указать в бизнес-плане, а точнее в разделе «наша команда» либо «персонал», следующую информацию:

  • Опит и профессионализм сотрудников и основателей.
  • Что вас связывает друг с другом и почему вы решили создавать предприятие вместе?
  • Какие совместные проекты вы уже реализовывали и были ли они успешны?
  • Можно указать доли в компании, какие взносы в статутный капитал в процентном и количественном соотношении будут со стороны каждого со-основателя и как будет распределяться прибыль.
  • Каких сотрудников вы будете привлекать в команду и где вы их найдете? Как будете их мотивировать и развивать?

2.Эффективность и маржинальность проекта; а также профессиональная подача данных

Люди, которые собираются вкладывать деньги в ваше дело, в первую очередь хотят увидеть какой результат со всего этого последует. И для того, чтобы они были удовлетворены, необходимо не только все тщательно просчитать, но и качественно преподнести всё стейкхолдерам.

Нужно точно проработать все расчеты, имея при этом яркое визуальное сопровождение в виде таблиц и графиков. Если вы пишите о прибыльности вашего start-up, то вам нужно убедиться, что вы проработали все до мелочей при его анализе.

Когда я говорю о том, что необходимо учитывать все мелочи, то я предполагаю, к примеру, не только расходы на заработною плату, но и учесть бонусы, премии и т.д.

Наведем пример того, какие детали нужно указывать в расчетах и что часто упускают новички, особенно при планировании потенциальных расходов и доходов компании.

Обязательно стоит учитывать следующие факторы:

  • сезонность бизнеса;
  • сроки оплаты клиентами за товар и услуги, чтобы уйти от кассовых разрывов, в связи с появлением долгосрочной дебиторской задолженности;
  • продумать все неучтенные расходы;
  • рационально и в полном объёме просчитать все дополнительные расходы, вплоть до покупки канцелярской бумаги в офис;
  • учесть все потенциальные налоги компании;
  • уточнить какое оборудование будет использоваться;
  • в каком помещении будет осуществляться деятельность;
  • какая аренда;
  • какие операционные затраты;
  • как будет платиться зарплата (почасово или помесячно);
  • какой материал (сырье) мы используем и где планируем его брать, хранить и многое другое.

Чем больше мы учтем деталей и нюансов в бизнес планировании, тем больше ваши будущие партнеры убедятся в том, что вы идеально разобрались в проекте. А также в том, чем мы вообще планируем заниматься.

Информацию необходимо подавать в ярком графическом и табличном виде, чтобы это было читабельно и доходчиво. Однако все должно быть презентабельно и в деловом виде (хотя все зависит от того, кто ваш инвестор). Не стоит писать много лишней информации. Все должно быть подготовлено так, чтобы те, кто хочет за одну минуту узнать главную информацию – мог во всем сразу разобраться. А те, кто захочет более детально изучить проект – тоже мог углубиться в расчеты и в анализ.

3.ВЫЯВЛЕНИЕ РИСКОВ

Инвесторы должны быть уверены в том, что вы реально понимаете все возможные риски, с которыми ваш бизнес может встретиться. Также они должны понимать, как вы будете решать все возникшие сложности в будущем.

Не нужно бояться указывать на большое количество рисков. В некоторых случаях это даже идеальная возможность показать, что вы готовы встретиться с ними. Главное в таких случаях подробно указать на то, как вы планируете их предотвращать и бороться с проблемами, если они возникнут.

Какие риски могут быть:

  • рыск контрагента;
  • валютный риск;
  • операционный риск;
  • стратегический риск;
  • риск репутации;
  • риск ликвидности и другие.

В завершение хочу оставить некоторые полезные инструменты, которые помогут вам проработать качественно бизнес-план

Бизнес Модель Канвас (BMC). Эта модель не показывает подробную информацию о бизнесе, однако позволяет всем желающим, буквально за одну минуту, познакомиться з бизнес-моделью вашего проекта.

При этом, всего лишь на одной странице листа указана вся самая главная информация о бизнесе, включая: ваше ценностное предложение, основных клиентов, генерация денежного потока, основные расходы, ваша ключевая деятельность, каналы коммуникации с клиентом, основные партнеры, ключевые стейкхолдеры и т.д.

 

SWOT анализ поможет вам провести внутренний и внешний анализ компании, включая ее слабые и сильные стороны, потенциальные возможности и риски.

5 Сил Портера. Этот инструмент поможет вам проанализировать позицию вашей компании на рынке (либо в определенном секторе) анализируя при этом ключевые характеристики ваших конкурентов, ваши слабые стороны в сравнении с конкурентами и ваши преимущества.

Master Budget - отличная модель построения финансовой отчетности. Она включает в себя анализ текущего состояния проекта и его прогнозную часть. Это очень качественный пошаговый анализ вашего проекта, которым я сам лично очень часто пользуюсь. Примеры вы можете найти в интернете.

PESTEL анализ. Анализ всех факторов, которые могут повлиять на ваш бизнес, включая: политическую, экологическую, социальную и др. ситуации в стране и на рынке.

Это лишь некоторые из инструментов, которые могут облегчить вам написание бизнес-плана, наполнения его качественным контентом и презентабельно преподнести инвестору. Но существуют и многие другие. Выбирать вам какими из них пользоваться.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
Гость
22.11.2019
Если вы хотите зарегистрироваться, пожалуйста заполните формы имени и имя пользователя.

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

Проверь своего бизнес-партнера

Сервис «Проверь своего бизнес-партнера» - получи информацию о компании по коду ЕГРПОУ, названию компании или фамилии руководителя.

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов
Курсы основных криптовалют

 

^