Успешный бизнесмен и профессор Наеем Зафир рассказал, почему он ушел из наемного менеджмента и поделился 10 шагами создания инновационного бизнеса

Мы побывали на выступлени и презентации Наеема Зафира, профессора Университета Беркли и серийного предпринимателя. Серийный предприниматель – это человек, который создает или участвует в создании новых бизнесов для их последующей продажи.

«У меня одна жизнь и я хочу оставить после себя наследие, отпечаток. Поэтому я ушел из большой компании», - сказал Зафир.

Первый в его жизни стартап был не успешным. Но второй хорошо вырос. Кстати, всегда, когда профессор-предприниматель говорил о росте, он называл цифру количества сотрудников – похоже в США это метрика масштабирования бизнесов. Стоит также отметить, что в США культ предпринимателей на всех уровнях. И государственные чиновники, если не боготворят, то огромадно уважают предпринимателей, так как именно они создают рабочие места и не только платят налоги, но и снижают нагрузку на государственный бюджет.

Профессор назвал еще одну из причин ухода с позиции наемного менеджера: когда вы открываете компанию, вы выбираете людей. Будучи наемным менеджером вам дают начальников и коллег и вы обычно не можете выбрать с кем работать (кроме случаев непосредственного найма своих подчиненных). Кстати, возможно именно по этой причине нам говорил в Google и Facebook об одном из этапов найма новых сотрудников – проведение собеседования с 5 будущими коллегами.

29695506_10210772095532637_4130819137261392430_n.jpg

Почему профессор серийный предприниматель и изначально настроен и готовится к продаже своих новых компаний?

Цикл жизни компании: (1) создание продукта, (2) масштабирование бизнеса, (3) получение прибыли.

Профессору интересны первые две стадии, они fun. В среднем на построение нового бизнеса уходит 6- 7 лет. «Мы создали продукт. Нашли первых клиентов. Но потом встал вопрос масштабирования. У нас был продукт, но строить продажу нужно было бы очень много инвестировать. Поэтому мы приняли решение продать компанию и сэкономить время.

29792970_10210772092012549_8310418280957366050_n.jpg

Мои дети занимаются искусством и их не интересует мой бизнес. Поэтому передачу бизнеса в наследство я не рассматриваю как опцию. Я получаю удовольствие от процесса созидания чего-то нового. Да, я рискую, создавая новый бизнес. Но я инвестирую в новые проекты только часть средств – половину средств, полученных от продажи предыдущей компании я вложил в новую тему и 4 года я потратил на изучение новой темы. 4 года я искал проблему (на меня работало 4 сотрудника + друзья и знакомые – всего нас было 11. Когда я нашел проблему, я получил $3 млн венчурных инвестиций и сейчас развиваю компанию».

29683456_10210772092092551_1582407653002281679_n.jpg

Telesense, его новая компания работает в сфере агро: в области хранения зерна.


Профессор написал 7 книг про инновационное предпринимательство и продает несколько тысяч экземпляров ежегодно. Но книги не для заработка, а дать известность.

Самое важное для бизнесмена – это ясность ума.

29683198_10210772094652615_1475072357453436322_n.jpg

Профессор провел краткую презентацию достаточно стандартного и общеизвестного видения современных инноваций.

В области Big Data:

- динамическое ценообразование в зависимости от спроса, предложения и других факторов (интернет + алгоритм + вычисления). И действительно это очень интересная тема уже настоящего;

- беспилотные автомобили, что может снизить стоимость последней мили, увеличить количество парковочных мест, время грузовых перевозок расширить до 7х24, обеспечить меньше аварий и пробок. В США ожидается массовое внедрение беспилотных авто в 2020-21 годах. И сначала это скорее всего будет автономность 4 уровня (в автомобиле еще останутся руль и педали). Но позже будет обеспечена автономность 5-го уровня – без тормозов и руля;

- здравоохранение, например таблетки с камерами;

- IoT (интернет вещей) – например самозаказывающий еду холодильник, умные лампочки (изменение света-цвета в течение дня для улучшения активности людей), вовремя забрать мусор когда заполнен банк, а не 1 раз в неделю, с оптимальным расчетом маршрута мусоровоза, уже есть умное животноводство в Голландии (датчики на коровах говорят о беременности коровы, готовности к дойке, заболеваниях), автоматизация склада Amazon (Kiva), экономия времени людей на выполнение разных работ/услуг, маячки-пеленгаторы в магазинах (личные цены, анализ полок и цен);

- дополненная реальность (рестораны, торговый туризм);

- виртуальный магазин (уже есть в Японии: покупаешь в метро на стене-табло, забираешь товар дома);

- Amazon: распредцентр на дирижабле, а доставка с дирижабля летающими дронами;- третья волна интернета. В первой волне интернета были браузеры, во второй появился мобильный интернет и приложения, в третьей волне это NLP (чатботы: Siri, Alexa, Cortano, Echo и др.);

- обучение временных рабочих (не готовы слушать длинные лекции) в виртуальной реальности (плюс применяется геймификация).

29597216_10210772094692616_8773158177173816007_n.jpg

Почему одни компании более инновационные, чем другие


- Культура

- Групповые дискуссии

29595506_10210772093332582_8211388974343091533_n.jpg

- Не иерархическая структура управления

- Нет страха поражений и вопросов к другим, что обеспечивает высокий уровень сотрудничества

- Высокая степень вовлеченности сотрудников ради потенциально очень высокой прибыли за успех компании (используются опционы на акции)

26229837_10210772092852570_8772796196586758819_n.jpg

Программа по созданию инновационной компании. 10 шагов 

Внутренние усилия

1. Создать инновационную команду. Руководитель отдела по инновациям должен подчиняться CEO или другому высокопоставленному топ-менеджеру.

2. Инновационный центр качества, COE: центр отличной работы.

3. Intrapreneur Program: программа внутреннего предпринимателя. Дайте сотрудникам время и/или деньги на развитие собственных инновационных проектов. Правда созданный таким образом продукт принадлежит компании, а не сотруднику. Это вопрос не про деньги, а про свободу (скорее всего работает, когда удовлетворены базовые потребности).

4. Открытые инновации (хакатоны или внутренние инкубаторы). Например, хакатон это проведение внутреннего конкурса реализации поставленной идеи (типично это 24 часа на мозговой штурм + 4 часа на презентации).5. Инновационные экскурсии с целью поиска новых идей.

Внешние усилия

1. Создать инновационную выездную точку, инновационный офис вне компании.

2. Партнерские программы с университетами: получаем студентов и таланты.

3. Партнерства с внешними акселераторами.

4. Создание корпоративного венчурного фонда, который инвестирует в стартапы

5. Поглощения стартапов

29695156_10210772092812569_8720879671636243525_n.jpg

Для того, чтобы стать инновационной компанией не обязательно использовать все эти десять усилий. Но неплохо применять хотя бы несколько из них.

Читайте также:

 

Комментарии

Нет созданных комментариев. Будь первым кто оставит комментарий.
Уже зарегистрированны? Войти на сайт
28.03.2024

Изображение капчи

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^