Управляющий партнер Capital Times Investment Company и партнер Asadel Capital (Kazakhstan, UAE)

Эрик Найман

Украина вляпалась принять закон о “налоговой амнистии”

Благое начинание и обязательное перед введением правил КИК, AML, BEPS и т.п. стало провальным буквально с момента его принятия.

Читать дальше
Эрик Найман

10 важных фактов нового госбюджета

Первое. Инфляция на 2021 год заложена 7,3%, а рост цен в промышленности на уровне 8,7%.
Дефлятор ВВП (показаель инфляции для целей расчета изменения реального ВВП) можно оценить на уровне 8,1%.
 
Напомним - по итогам августа за последние 12 месяцев инфляция составила 2,5% , а в промышленности цены даже упали на 7,1%.
 
Базовая инфляция (инфляция без учета изменчивых цен на продукты питания и энергоносители) составила 3,1%.
То есть в госбюджете заложено существенное ускорение инфляции.
 
Причем намного выше цели инфляционного таргетирования НБУ на уровне 5%. Инфляция является еще одним видом скрытого налогообложения. К инфляции страны прибегают, когда не могут собрать необходимую сумму традиционных налогов. А главным инструментом для раскручивании инфляции является бюджетный дефицит и повышение регулируемых государством тарифов (например, коммунальных и цен на газ и электроэнергию) с последующим изъятием полученных сверхдоходов в виде традиционного налога или дивидендов о госпредприятий в пользу государства.
 
Какие последствия прогноза по высокой инфляции?
 
1. Если инфляция окажется по факту намного ниже бюджетного прогноза, то это приведет к существенному недовыполнению доходов госбюджета. Так, по нашим оценкам, каждый 1% инфляции ниже уровня прогноза снизит доходы госбюджета на 16 млрд.грн.
 
Кстати, и наоборот. Каждый 1% свыше прогноза по инфляции дает бюджету дополнительные 1 млрд.грн. доходов. Именно по этой причине в давние времена Минфин предпочитал занижать прогнозы по инфляции, которая затем по факу традиционно оказывалась выше, Минфин спокойно перевыполнял доходы госбюджета и власти получали внебюджетный финансовый ресурс.
 
2. Если прогнозы по высокой инфляции оправдаются или даже по факту инфляция окажется выше, это поддержит экономический рост в Украине, одновременно выдавливая украинцев из гривневых сбережений в покупку товаров и на формирование валютных сбережений.
 
То есть курс гривны при высокой инфляции и значительном бюджетном дефиците практически обречен на небольшое снижение.
 
Второе. Среднегодовой курс гривны заложен на уровне 29,1 грн/долл.
 
Это примерно на 8% выше ожидаемого среднегодового курса 2020 года. То есть закладывается вполне умеренная девальвация. Вот только правительство недвусмысленно намекает, что ему выгодна более слабая гривна и если фактическая инфляция и курс окажутся выше, это поможет исполнить госбюджет. Ситуация 2019 года ярко показала, что крепкий курс гривны и дефляция вредят и украинской экономике и госбюджету.
 
По заявлению Минфина, новый курсовой прогноз согласован с НБУ. Правда непонятно, согласовал ли НБУ этот прогноз с МВФ. Ведь в монетарных прогнозах Нацбанка от августа текущего года заложено резко торможение печатного станка:
  • монетарная база, как предполагает НБУ, в следующем году вырастет лишь на 3,5% против прогноза +20,7% в текущем году
  • широкая денежная масса М3 вырастет на 10,7% против +19,5% в текущем году.
Впрочем, НБУ может увеличить скорость обращения уже выпущенной в 2020 году гривны через удержание низкой учетной ставки. Рост инфляции в таких условиях будет делать гривневые активы менее привлекательными, подталкивая вверх и скорость обращения гривны (все стремятся быстрее избавиться о слабой валюты) и инфляцию с девальвацией.
 
Раскручивание инфляционных ожиданий с подачи Кабинета министров также помогает ему решать проблему наполнения бюджета.
 
В этом поведении украинские власти, скорее всего неосознанно, копируют поведение американского центробанка. ФРС США в августе объявила о переходе к модели управления инфляционными ожиданиями, не в силах раскрутить саму инфляцию.
 
Небольшой рост инфляции выше ранее известных таргетов - в Украине 5%, а в США 2% - сейчас признан благом.
 
Третье. Бюджетный дефицит 6% ВВП или 270 млрд.грн.
 
Это меньше, чем заложено в бюджет 2020 года - 7% ВВП и 300 млрд.грн. Но все равно бюджетный дефицит остается стимулирующим.
 
В этом Украина также по сути копирует модель поведения США. Причем приоритеты в расходах госбюджета также схожие - медицина, образование и инфраструктура. А растущий госдолг даже при стабильных процентных ставках будет увеличивать долговую нагрузку на госбюджет - и в США и в Украине. Рост процентных ставок при этом будет ухудшать показатели госбюджета.
 
Поэтому власти постараются подстегнуть инфляцию при сохранении низких учетных ставок и сдерживая рост доходности гособлигаций. Причем и в США и в Украине стоит одинаковая проблема - кто купит растущий объем гособлигаций.
 
Четвертое. Финансирование дефицита госбюджета
 
Наверняка будут проведены еще один-два выпуска еврооблигаций суммарно на $2-3 млрд. От МВФ даже Кабмин денег для покрытия дефицита не ждет. Поэтому еще 180-200 млрд.грн. придется привлекать за сче выпуска ОВГЗ. Иностранные инвесторы может быть и вернуться с покупками гривневых ОВГЗ (валютные им не интересны, так как Украина размещает гораздо более доходные евробонды), но для этого они потребуют премию или в виде низкого курса гривны или в виде высоких процентных ставок.
 
На существенный рост процентных в гривне мы бы пока ставку не делали. Тем более, что они все равно выше даже ожидаемой более высокой инфляции. А значит, главным козырем для иностранных инвесторов может стать девальвация гривны. Например, если в начале 2021 года выгнать курс гривны к 32 грн/долл и потом "гарантировать” стабильность или даже плавное укрепление гривны, на это могут поддаться некоторые иностранные инвесторы. Хотя и этот сценарий выглядит пока маловероятным.
 
А значит, главными покупателями гривневых ОВГЗ выступят украинские банки. И в первую очередь госбанки. И кредиты рефинансирования от НБУ им будут в помощь.
 
Пятое. Кабмин прогнозирует более чем двукратное снижение поступлений прибыли от госпредприятий - с 68 млрд.грн. текущего года до 24,6 млрд.грн. в 2021 году. Тотальная приватизация по госссектору плачет.
 
Как вы думаете, сколько стоит в Украине бизнес, который приносит $1 млрд. в год дивидендов? Даже в США, когда речь идет не о технологических компаниях, а о компаниях традиционного бизнеса (например, Cocal-Cola) рыночная капитализация обычно превышает дивиденды в 30 раз (дивидендная доходность 3% годовых). То есть, даже в США это “предприятие” стоило бы $30 млрд. А в Украине, с учетом страновых рисков, эта суммы была бы в раз меньше - например, $10 млрд.
 
Но действительно ли стоят ВСЕ украинские госпредприятия $10–30 млрд? Конечно же нет. Просто воруют много. Очень много. И по дороге до госбюджета теряются миллиарды долларов недополученных государством дивидендов.
 
Навести порядок с госсобственностью не получилось еще ни у одной власти. А значит, или смириться с воровством, или пригласить иностранных силовиков для наведения порядка, или тотальная приватизация.
Судя по госбюджету, украинские власти пока предпочитают первое. Как и все предыдущие власти.
 
Шестое. 41,4 млрд.грн. дополнительных расходов госбюджета пойдет на запланированный рост минимальной зарплаты 6 тыс.грн. с 01 января и 6,5 тыс.грн. с 01 июля 2021 года.
 
Ситуация с этими расходами выглядит как еще один мировой тренд - власти раздают деньги нуждающимся (в Украине это как прямая поддержка малоимущих, так и повышение зарплат бюджетникам) за счет расширения бюджетного дефицита.
 
Мир и Украина становятся еще на один шаг ближе к модели безусловного дохода.
 
Седьмое. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в госбюджет Украины - Кабмин запланировал значительный рост расходов на здравоохранение - с традиционных 3,2-3,4% ВВП до 5% ВВП в 2023 году.
 
Восьмое. Впервые напрямую из госбюджета будут профинансированы проекты в пассажирской железной дороге. Укрзализныця получается не в состоянии выполнять свою часть социальной функции. Или это уже требования в рамках подготовки к приваизации УЗ.
 
Девятое. Государственная поддержка бизнеса и аграриев в 2021 году будет не в приоритете. “Денег нет, но вы держитесь”. Спасение бизнеса отнесено на плечи самого бизнеса.
 
Десятое. Ипотечное кредитование под 7% и финансовый лизинг (на покупку квартир) под 5%. С первым взносом 20% и 0% соответственно.
 
Схема финансового лизинга выглядит для потребителя намного привлекательнее, поэтому ждем инноваций от украинских госбанков именно в части финансового лизинга на покупку жилья. Готовьтесь встать в очередь за уникально дешевыми деньгами.

Краткий вывод

Новый госбюджет Украины в последующих подачах обычно еще мягче, чем в первой. То есть существует риск еще большего наращивания показателей расходов и доходов госбюджета.
 
Источник роста уже определен - инфляция и девальвация. Правительству только останется организовать эффективное финансирование дефицита бюджета при помощи НБУ. И главное чтобы МВФ был не против.
Читать дальше
Эрик Найман

Что значит для нас резкое повышение минимальной зарплаты?

Президент Владимир Зеленский инициировал резкое повышение минимальной зарплаты. Сейчас минималка составляет 4723 грн.

Читать дальше
Эрик Найман

Валютный курс: Девальвация гривны хотя бы до 30 грн/$ станет даже благом для Украины

С начала марта НБУ продал из валютных резервов валюты на $1,14 млрд. С учетом погашения части кредита МВФ оценочно на $414 млн. валовые валютные резервы НБУ можно оценить в $25,1 млрд., а чистые валютные резервы $16,4 млрд. Это по-прежнему высокий уровень резервов. Если НБУ будет продавать валюту тем же темпом что и на прошлой неделе ($1 млрд./нед.), то чистые валютные резервы (а важны в первую очередь именно они) упадут до уровня ноября прошлого года только через месяц, к середине апреля. А падение чистых резервов до уровня 2018 года (около $7 млрд) может произойти только в конце мая.

Читать дальше
Эрик Найман

История повторяется: Но теперь кризис будет сопровождаться взрывом пузыря

Я вижу сейчас много схожего с тем, что я видел (и торговал) в конце 1999 года, накануне взрыва пузыря дотком-акций 10 марта 2000 года.

Читать дальше
Эрик Найман

Зависимость Минфина от инвесторов-нерезидентов: Приближаемся к критическому уровню

Минфин Украины приближается к критическому уровню зависимости от инвесторов-нерезидентов для финансирования дефицита госбюджета и рефинансирования госдолга.

Читать дальше
Эрик Найман

О процентных ставках на ОВГЗ и депозитах в украинских банках

В условиях жесткой монетарной политики и высокой (растущей) потребности Минфина в покрытии бюджетного дефицита путем размещения ОВГЗ будет сохраняться дефицит гривны.

Читать дальше
Эрик Найман

Вот и стихли выборные баталии 2019 года. А что дальше?

Эйфория победителей и разочарование проигравших отходит на второй план. Страна медленно переходит к следующему периоду своего развития.

Читать дальше
Эрик Найман

Ручир Шарма "Передовые страны. В ожидании нового "экономического чуда": Заключительная часть с моими комментариями

Первое

Читать дальше
Эрик Найман

«В странах, лидеры которых опираются на консенсус глобального рынка, политика влияет на экономику»

"Передовые страны. В ожидании нового «экономического чуда»" Ручир Шарма

Читать дальше

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^