Директор по развитию бизнеса "Украинской биржи".

 

Алексей Сухоруков

Фондовый рынок за 1 год

Фондовый рынок за 1 год Фондовый рынок за 1 год
Сейчас украинский фондовый рынок не фиксируется радарами ни украинских политиков, ни подавляющей части украинского бизнеса, ни иностранных инвесторов (за исключением ОВГЗ). И это абсолютно справедливо. Есть и инфраструктура, и регулятор, но ценность всего этого для экономики стремится к нулю. Именно поэтому ни один президент Украины за 29 лет не радовался росту украинских индексов и не высказывал озабоченности по поводу их падения.
 
Впрочем, почти все Премьер-министры публично «засучивали рукава» в попытках как-то ускорить развитие фондового рынка (см. ссылку на цитаты в комментариях). Google не находит слов Владимира Гройсмана на эту тему, но высказывания Дениса Шмыгаля, говорят о том, что нынешнее Правительство, как минимум, не плюнуло на возможность дать экономике важный источник финансирования.
 
Обещание достичь каких-то результатов в течение всего одного года, лично у меня вызывает только оптимизм. Все предыдущие известные мне программы и стратегии в этом направлении ставили KPIs на горизонт не менее 5 лет. То есть на срок, в течение которого подписанты этих документов с огромной вероятностью освобождают занимаемые должности и не несут ни какой ответственности за неисполнение чего бы то ни было. 

Что же можно успеть за год, если за 29 лет не сделано практически ничего, что Премьер-министр смог бы назвать фондовым рынком?

 Как человек, который в течение последних 13 лет внимательно наблюдает за увеличивающимся отставанием Украины в части фондового рынка от всех остальных стран, могу ответственно утверждать, что за год невозможно догнать ни любимую мной Танзанию, ни Бахрейн, Бангладеш, Ботсвану, Берег Слоновой Кости, Кению, Маврикий, Марокко, Нигерию, Оман, Палестину, Перу и Шри-Ланку с Тунисом, ни тем более Вьетнам.
 
Но за год мы можем показать инвесторам (в первую очередь - внутренним), что страна сделала выводы из своих ошибок, то есть перестала заниматься карго-культом, механически копируя внешнюю форму и не особо пытаясь понять, что мешает фондовому рынку заработать.
 
Основных причин нынешнего удручающего положения фондового рынка всего три:
 
  1. Крайне слабая защита прав собственности.
  2. Репрессивное регулирование инфраструктуры, инвесторов и эмитентов.
  3. Отсутствие мотивации для развития публичных финансовых инструментов

Верховенство права

С первой из трёх проблем за год вряд ли можно успеть что-то улучшить кардинально, но необходимо, как минимум, признать, что «папередники» конкретно накосячили:
 
  • с имплементацией процедуры squeeze-out (которая дала возможность олигархам за дешёво отобрать акции у минориариев);
  • с лишением миноритарных акционеров Мотор Сич прав распоряжаться своей собственностью (которое длится уже 3-й год).
Без признания этих двух ошибок все дальнейшие возможные действия будут восприниматься украинцами как «делают всё, как и раньше, обещая, что на этот раз будет почему-то по-другому».
 
Верховенство права в масштабах всей страны за год, конечно же, обеспечить невозможно, поэтому самое быстрое решение – изолировать фондовый рынок от низкокачественной пока юрисдикции, выведя его в рамки «международного финансового центра» (МФЦ), базирующегося на английском праве, по примеру Дубаи и Астаны. Реализовать такой проект за 12 месяцев нереально, но можно проработать и принять решение двигаться в этом направлении.

Регуляторная гильотина

Движение в сторону МФЦ, позволит не тратить время на расчистку «авгиевых конюшен» запретов, бессмысленных требований и навязанных услуг, наваленных за три десятка лет украинскими чиновниками. В противном случае потребуется регуляторная гильотина, без которой говорить о работоспособности и, тем более, о потенциальной конкурентоспособности украинского рынка, просто бессмысленно.
 
Процедура выпуска акций и облигаций украинскими эмитентами должна быть проще, чем в Европейских странах, а наши инвесторы должны иметь возможность удалённо открыть счёт в украинском брокере так же легко и быстро, как в европейском. При этом не должно быть никаких ограничений и требований, которых нет в Европе (включая возможность расчетов за ценные бумаги в иностранной валюте).

Налоговое стимулирование

Налоговые льготы по ОВГЗ создают несправедливые условия для конкуренции украинского государства с корпоративными и муниципальными эмитентами в борьбе за привлечение заёмного капитала. Чем дольше Украина тянет с мотивацией развития фондового рынка как источника капитала для бизнеса, тем больше украинским налогоплательщикам придётся расплачиваться за неэффективность экономической политики украинских чиновников. Вместо обеспечения армии, улучшения здравоохранения, развития образования и строительства дорог будем платить за обслуживание госдолга.
 
Мотивировать украинских инвесторов специальным налогообложением нужно не только для покупки ОВГЗ, но даже при вложениях в иностранные ценные бумаги. Внутренний инвестор должен понимать, что он нужен экономике страны, что есть смысл вытаскивать деньги «из-под матраса», где их пожирает моль инфляции.
Идеальный, на мой взгляд, механизм для Украины – «индивидуальные инвестиционные счета» и «индивидуальные пенсионные счета», законопроект о которых вносился в Верховную раду в 2016 году. У Слуг народа руки до него пока не дошли, хотя это вот точно можно успеть сделать даже быстрее, чем за год.
 
Стимулировать нужно не только инвесторов, но и эмитентов. Они должны понимать, ради чего им становиться публичными и почему выгодно выпускать ценные бумаги, которые будут покупать будущие пенсионеры. Хороший пример в этом смысле – Танзания (см. мой пост про необходимость импорта депутатов из этой страны).

Альтернатива внутреннему рынку капитала

Если хотим быстро пересесть на европейский автомобиль, то лучше выбрать и купить готовый и проверенный на практике, чем пытаться собирать что-то из украинских запчастей.
 
Не обязательно напрягаться и пытаться создавать что-то самим. Можно аутсорсить и инфраструктуру, и регулирование, например, в Польше. Зачем платить украинским чиновникам, если дешевле и намного быстрее можно воспользоваться услугами польского регулятора и Варшавской Фондовой Биржи? Такой вариант решения я на месте Премьер-министра бы тоже не отбрасывал. Особенно в условиях дефицита эффективных менеджеров среди украинских чиновников.
Читать дальше
Алексей Сухоруков

Если бы я стал министром экономики

Если бы я стал министром экономики Если бы я стал министром экономики

В условиях жесточайшего глобального кризиса экономика – основа выживания государства. Неконкурентоспособная экономика – причина того, что в стране будет ещё меньше денег на армию, здравоохранение и образование, не говоря уже о культуре (про науку я вообще молчу). Но отсутствие денег – не самое страшное. Самое страшное – утечка мозгов, которая будет приводить к деградации генофонда, ещё меньшей конкурентоспособности и ещё большей нехватке денег на содержание бюджетников.

Читать дальше

Подписаться на новые блоги на платформе Инвестгазета:

 

Курсы валют

Официальные курсы основных валют (НБУ) на сегодня
Доллар США
ЕВРО
Фунт стерлингов

 

^